У мужчин основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У женщин позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом.
Женщины, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а мужчины - качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние.
У девочек 6-7 лет, по данным Я. И. Михайловой, общая высокая самооценка встречается чаще, чем у мальчиков того же возраста (соответственно в 73 и 50 %). Однако позже эти соотношения могут меняться. Как отмечает Г. Крайг, многие девочки выходят из отрочества с ущербным Я-образом, сравнительно низкими ожиданиями в жизни и гораздо меньшей уверенностью в себе и своих способностях, чем мальчики. Когда у девочек 15-16 лет возникают проблемы с учебой, они чаще склонны обвинять себя, тогда как мальчики объяснили бы неудачу "ненужностью" предмета. Такое снижение самоуважения, отмечаемое у трети девушек, имеется и у юношей, но оно выражено меньше.
По данным М. К. Омаровой, у юношей выше самооценки по шкалам "интегральное самоотношение", "самоуважение", "аутосимпатия". Более высокие самооценки по шкале "аутосимпатия" у мужчин выявлены и Ю. Е. Кочневой и О. А. Шабалиной.
По поводу того, кто адекватнее оценивает себя - мужчины или женщины, исследователи не пришли к согласию. О. М. Мороз [30] выявил, что юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки; девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную самооценку. Однако В. Л. Ситников нашел, что по всем компонентам структуры Я-образа младшие мальчики более самокритичны, чем девочки.
Н. Н. Обозов считает, что мужчинам присуща объективность при оценке восприятия мира, в то время как для женщин характерна субъективность и впечатлительность, так как при восприятии мира они больше ориентированы на свое состояние, настроение.
Об этом же говорят и данные исследования И. В. Тельнюк: мальчики дошкольного возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает эмоциональная оценка своих результатов. Е. А. Шумилин, однако, не обнаружил различий в склонности к самокритике между юношами и девушками.
Исходя из данных, представленных в статье З. Н. Лукьяновой [28], можно сделать вывод, что студенты мужского пола при оценке себя как личности дают более диаметральные оценки, чем студентки: у первых больше как высоких, так и низких самооценок (табл.1). Однако на школьниках таких различий не выявлено.
Таблица
Самооценки личности, проценты
Группы |
Высокая |
Низкая | ||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки | |
8-й класс |
26,0 |
25,0 |
18,0 |
14,7 |
10-й класс |
34,7 |
29,7 |
16,3 |
19,0 |
Студенты |
47,3 |
42,7 |
24,7 |
16,7 |
Другие статьи:
Базы и методы исследования
В данной работе было проведено исследование мотивационных и коммуникативных особенностей, людей занимающихся сетевым маркетингом и людей занимающихся традиционным бизнесом, с целью их сопоставления. Эмпирическое исследование проводилось с ...
Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования
ценностных ориентаций у студентов 3 курса
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов.
I
этап
предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и ...
Влияние французской революции на развитие учения о слабоумии
18век – французская революция
дала начало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие во всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженных нарушений умственного развития (психиатры - ...