Не меньшую роль в развитии представления играет также общение. В условиях совместной работы даже индивидуальное воспроизведение оказывается значительно более полным и более точным.
Одна из интереснейших, но слабо разработанных проблем – это проблема передачи образа от одного человека к другому в процессе общения.
Экспериментальные исследования А. В. Беляевой позволили выявить разные виды стратегий вербализации образа. По ее данным, можно говорить о трех типах стратегии, каждый из которых включает два крайних и один нейтральный варианты [Цит. по ст. 17, с. 90-91].
Первый тип складывается из операции сравнения и категоризации признаков, которые надо описать вербально. Его крайними вариантами являются координатно-геометрический и компаративно-образный с сильно ассоциативным компонентом (используются не прямые обозначения конкретных признаков, а обобщенно-метафорические представления, с которыми сравнивается описываемый объект).
Второй тип стратегии характеризуется способом определения структура объекта через описание его состояний и действий с ним. Его крайние варианты – номинативно-констатирующая стратегия (объект описывается безотносительно к возможным действиям с ним) и стратегия операционно-процессуальная (объект описывается как предмет целесообразной деятельности).
Наконец, третий тип выделен по направленности процесса построения образа. Один его вариант – от целого к деталям, другой – от деталей к целому, то есть стратегия глобальная и поэлементная. В реальных актах общения соотношение разных вариантов стратегии весьма динамично.
От стратегии вербализации образа, принятой субъектом, зависит и процесс построения образа-представления его партнером.
Проблема, о которой только что шла речь, тесно связана с третьим уровнем отражения – речемыслительным, вербально-логическим. На этом уровне отражаются существенные связи и отношения между явлениями. Это – уровень понятий и оперирования знаковыми системами (прежде всего языком). Решая ту или иную задачу, субъект оперирует понятиями и логическими фигурами, сложившимися в ходе исторического развития общества, пользуется различными методами мышления.
Но в реальных условиях жизни, решая те или иные задачи, человек оперирует не только абстрактными понятиями и логическими схемами.
Мышление включает также и образные процессы. В историческом развитии человечества сформировались специальные способы и средства целенаправленного конструирования образов. Сюда относятся средства художественной литературы, музыкального творчества, чертежно-графические средства и др.
На речемыслительном уровне человек строит образ сознательно и целенаправленно.
Соотношение логических операций и образных процессов в мышлении человека существенно зависит от той конкретной предметной деятельности, которую он выполняет, и общения с другими людьми, в которое он включается. В одних случаях деятельность (и общение) требует, чтобы человек решал возникающие перед ним задачи, пользуясь логическими схемами: здесь образы выполняют вспомогательную роль, фиксируя результаты логической переработки информации. В других случаях, напротив, ведущую роль в мышлении играют образные процессы.
Исследования образного отражения на речемыслительном уровне имеет особое значение для понимания психологических механизмов творчества. Новая идея возникает в сознании человека не только в форме понятий и умозаключений, но и в форме образа – наглядного представления.
Более того, во многих видах творческой деятельности именно эта форма является основной.
Как показывают психологические исследования, образное отражение даже на своем исходном, сенсорно-перцептивном уровне, не является зеркальной копией внешних событий, повторяющих их шаг за шагом, элемент за элементом. Это тем более относится к уровням представлений и речемыслительных процессов.
Существенная особенность психического отражения состоит в том, что оно является, как убедительно показал П. К. Анохин, опережающим. Образное отражение всегда включает момент антиципации (предвидения, предвосхищения). Но для разных его уровней дальность антиципации различна. Возможности антиципации сенсорно-перцептивного уровня ограничены рамками актуального действия, выполняемого человеком в данный момент. Образы-представления обеспечивают упреждающее планирование не только актуальных, но и потенциальных действий. Дальность антиципации на уровне речемыслительных процессов практически не ограничена. Процессы антиципации на этом уровне отражения могут развертываться как от настоящего к будущему, так и от будущего к настоящему (и прошлому), от начального момента деятельности к конечному и наоборот.
Другие статьи:
Методы исследования.
1. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд).
Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей ...
Пространственные компоненты музыкального восприятия и
творческое воображение слушателя.
Пространственные ощущения, представления и аналогии, возникающие при восприятии музыки, кажутся нам вполне естественными. Таким образом, комплекс пространственных представлений, связанных с музыкой, занимает огромную область от смутных до ...
Общая характеристика профессионального стресса
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков [15; с.132]. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с х ...