Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Психология: Статьи и материалы » Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов » Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов

Страница 7

Чтобы определить значимость для испытуемого отдельных базовых потребностей, испытуемый ранжирует потребности в соответствии с их предпочтительностью в его повседневной жизни.

Итак, на основе изучения теоретико-методологических основ и подходов в осмыслении специфики мотивационно-потребностной сферы супругов были выбраны следующие методы диагностики:

· предложенные Левкович В.П. и Зуськовой О.Э. на основе шкал Мюррея Г.

· методика Торохтий В.С. для определения семейных ценностей и функционально-ролевой согласованностью.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1) Методом тестирования исследовать формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы супружеских пар с разным стажем совместной жизни на современном этапе, используя шкалу Мюррея (МСО) - для определения показателя идентичности/противоречивости потребностей супругов.

2) Методом тестирования на основе методики, предложенной Торохтий В.С. [17-20] определим семейные ценности (опросник № 1), функционально-ролевую согласованность (опросник № 2).

№ 1 «Семейные ценности» (Торхтий В.С.)

№ 2 «Функционально-ролевая согласованность»

3) Проанализировать полученные результаты исследования;

4) Обозначить выводы по проделанной работе.

В процессе подготовки к диагностике с помощью тестирования по шкале Мюррея Г. на основе теоретического материала по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Иерархия базовых потребностей не идентичны у супругов, а во многом и противоречивы.

2. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность иерархии потребностей.

3. Структура базовых потребностей значительно изменяется со стажем семейной жизни.

Рассматривая взаимодействия внутри супружеской пары, можно выделить объект и условия взаимодействия.

Под объектом мы понимали совместное удовлетворение супругами таких потребностей, как потребность в исполнении определенных семейных ролей (мать - отец, хозяин - хозяйка, женщина - мужчина, глава семьи), потребность в общении друг с другом и с друзьями, потребность в духовном росте и самоусовершенствовании, материальные потребности, потребность в защите «Я-концепции». Супруги независимо друг от друга отвечали на вопросы анкеты, отмечая справедливость по следующей шкале:

1) совершенно не согласен (-2),

2) не согласен (-1),

3) трудно сказать (0),

4) согласен (+1),

5) абсолютно согласен (+2).

Процедура тестирования занимала в среднем 30-40 мин.

В результате подготовки ко 2 части исследования на основе методики Торохтий В.С. по проблеме исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность семейных ценностей.

2. Чем больше стаж супружеской жизни, тем больше будет наблюдаться согласованность функциональных ролей.

Все семейные пары мы сгруппировали по признаку – стаж совместного проживания. На основе стадий развития супружеских отношений группировку произвели согласно классификации, предложенной Силяевой Е.Г. [69, 50-52]:

1. молодое супружество (0-5 лет)

2. супружество среднего возраста (6-14 лет)

3. супружество зрелых лет (15-25 лет).

Распределение пар по стажу совместного проживания представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение пар по стажу совместного проживания

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другие статьи:

Психосоматические расстройства при заболеваниях сосудистой системы
В современной медицине раздел психосоматики представляют клинические, психологические, эпидемиологические и лабораторные исследования, которые освещают роль стресса в этиопатогезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и ...

Особенности проявления психических состояний у студентов
Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности ...

Описание метода
Диагностический комплекс в разработке состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии, отличающих друг от друга по степени сложности. Первая и вторая серии предполагают комплексную и индивидуальную работу детей; третья и четвертая с ...