У подростков обеих групп отмечается следующая особенность: собственное здоровье не является для них значимым измерением жизни (группа №1 - -6 баллов,1 стен), группа 2 - -2балла, 3 стена).
Интерпретируя УСК делаем вывод:
Группа №1.
Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения. Считают себя в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств. Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению – невезению. Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит, в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей.
Вывод: у испытуемых преобладает экстернальный тип уровня субъективного контроля. В большинстве своем испытуемые убеждены, что успехи и неудачи являются результатом действия внешних сил, на которые невозможно оказать влияние.
Группа №2.
Считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий. Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения. Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности. Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению. Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье.
Вывод: В ходе обследования выявлено в целом среди подростков увеличение соотношения интерального типа к экстеральному. Подростки более склонны считать, что их достижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей. Для них не случайности или внешние условия, а собственные рациональные действия определяют успехи и неудачи.
Нетрудно объяснить эти различия условиями жизни подростков группы №1. Примером может быть следующая ситуация. У Оли и Леши К. – пьющая мать, отец в местах заключения. У подростков появилось желание покончить с собой. В результате недетских забот развились нерешительность, тревожность, мнительность, их пугает бесперспективность – «мы никому не нужны».
Данное состояние наблюдалось мной у 7 из 10 обследованных подростков из семей алкоголиков.
Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Т.е. происходит снижение роли семьи как социального института в жизни подростка, наибольшее влияние в этот период начинают играть ровесники.
Вследствие чего мы приходим к выводу, что следует специально учить подростков первой группы рациональным способам планирования своей жизни или «способам пространственно-временной организации деятельности личности, обеспечивающей достижение ее целей и реализацию ее смыслов» (Е.М. Мастюкова), т.е. хронотопам деятельности.
Другие статьи:
Заключение.
Итак, можно выделить некоторые общие закономерности процесса исследования сознания в зависимости от эпохи, в которую он осуществляется.
На стадии доисторических времен и первобытных культур главная черта подхода к проблеме сознания за ...
Проведение исследования
Всего объем выборки составил 20 человек: 10 мужчин в возрасте от 23 до 60 лет, 10 женщин в возрасте от 35 до 58 лет. Исследование проводилось на базе Министерства образования и науки Пензенской области, расположенного на ул. Володарского ...
Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.
Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок раз ...