Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания

Психология: Статьи и материалы » Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов » Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания

Страница 1

Три стадии профессионального выгорания:

Первая стадия:

· Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;

· Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

· Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

Вторая стадия:

· Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

· Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

· Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.

Три следствия профессионального выгорания:

· Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;

· Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.

· Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.

Симптомы:

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

· Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

· Ощущение эмоционального и физического истощения;

· Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

· Общая слабость, снижение активности и энергии;

· Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· Резкая потеря или резкое увеличение веса;

· Полная или частичная бессонница;

· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

· Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

· Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;

· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;

· Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

· Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

· Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

· Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

· Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

· Затрудняется в принятии решений;

· Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:

· Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии
Понятие «личность» имеет несколько сотен различных определений и является настолько сложным, что наиболее точно охарактеризовать этот термин следует не дифференцированно, а в соотнесении со структурой личности. В теориях черт личность че ...

Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от тог ...

Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок во ...