Три стадии профессионального выгорания:
Первая стадия:
· Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;
· Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
· Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
Вторая стадия:
· Возникают недоразумения в отношениях с учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
· Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии самих учеников – вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение учителя – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
· Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.
Три следствия профессионального выгорания:
· Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;
· Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.
· Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.
Симптомы:
К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
· Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
· Ощущение эмоционального и физического истощения;
· Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
· Общая слабость, снижение активности и энергии;
· Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
· Резкая потеря или резкое увеличение веса;
· Полная или частичная бессонница;
· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;
· Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
· Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
· Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;
· Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
· Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;
· Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
Поведенческие симптомы:
· Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
· Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
· Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;
· Затрудняется в принятии решений;
· Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:
· Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Другие статьи:
Проблема социально-психологических свойств личности в современной
социальной психологии
Понятие «личность» имеет несколько сотен различных определений и является настолько сложным, что наиболее точно охарактеризовать этот термин следует не дифференцированно, а в соотнесении со структурой личности.
В теориях черт личность че ...
Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от тог ...
Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок во ...