Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает уровень развития группы, близость ее к коллективному уровню. А.В.Петровский выделяет несколько уровней развития группы, принимая во внимание критерий сплоченности: диффузная группа (наименее сплоченная), ассоциация (более сплоченная), кооперация (сплоченность на основе личных интересов, эффективное достижение которых возможно при совместных усилиях), корпорация (превалирование личных интересов, примерно одинаково направленных; непременным признаком корпорации является внутренняя конкуренция); коллектив (сплоченность на основе совместной деятельности и эмоционально богатого общения).
Основными свойствами сплоченной группы являются:
1) привлекательность членов группы друг для друга;
2) сходство между участниками группы, например в ценностях;
3) соответствие групповых целей потребностям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении;
4) своеобразие взаимосвязи членов группы;
5) удовлетворенность групповой деятельностью;
6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений;
7) доброжелательная групповая атмосфера.
Психологическое обеспечение сплоченности группы вызвано практической необходимостью. Психологическое обеспечение предполагает, во-первых, знание и учет концептуальных, теоретических основ работы с группой, а во-вторых, использование практического опыта по сплочению группы.
Важнейшими концептуальными основами будут выступать:
1) редставления Л. Фестингера, согласно которому сплоченность определяется как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней» и анализируется на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. «Силы» понимаются либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.
2) редставления Т. Ньюкома о сплоченности через особое понятие «согласия», лежащего в основе возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.
3) тратометрическая концепция А.В. Петровского, предполагающая, что различные уровни развития сплоченности, могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне (что соответствует второму слою – ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригрупповых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.
4) Социометрическая концепция Я.Морено, гласящая, что сплоченность зависит от симпатий-антипатий людей в группе.
Важнейшими практическими основами обеспечения групповой сплоченности будут выступать:
1) Разнообразные методы и приемы организации совместно разделенной деятельности между членами группы, принятие и стремление их к одной общей цели;
2) Разнообразные приемы и методы организации общения, эмоционально удовлетворительного для всех членов группы, коллектива. Если речь идет о детском коллективе, то важно привитие детям культурных способов общения, уважения к одноклассникам;
3) Специальные мероприятия, например, тернинговые, открывающие возможности для лучшего взаимопонимания, выработки навыков эффективного коммуницирования, выдвижение новых целей совместной деятельности и осмысления старых.
Другие статьи:
Вторичные компоненты
Один из важнейших вторичных компонентов - дисплазия. Заимствуя этот термин у Кречмера, Шелдон использует его для обозначения "любой рассогласованности или неодинакового смешения трех первичных компонентов в различных частях тела" ...
Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия проф ...
«Доминантный» и «недоминантный» собеседник
Для начала рассмотрим манеру общения при доминантном и при недоминантном характере.
Доминантный собеседник. Когда он испытывает потребность обратиться к вам, его не слишком заботят соображения типа «уместно ли», «не помешаю ли», «поймут ...