Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением[9,62].
Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как считал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладание первосигнальных функций. Для музыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции[7,89]
Способности — это такие психологические особенность человека. от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся[7,94]
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Итак, способности—это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности[8,102].
Способности были охарактеризованы как индивидуально-психологические особенности, т. е. такие качества, которым отличается один человек от другого.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые—вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью[3,89].
Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы—образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова—сигнала сигналов.
Другие статьи:
Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
Общение
– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а так ...
Самооценка: понятие, уровни, типы, условия формирования
В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого по ...
Методы исследования.
1. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд).
Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей ...