Для исследования социоперцептивного образа инвалида в сознании женщин мною будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера.
Проективная методика анализа и интерпретации "СОЧ(И)" - структура образа человека (иерархическая) основывается на двух других методиках: "20 - высказываниях" (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и "Психогеометрическом тесте" (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика "СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.
Вербальная часть методики "СОЧ(И)" дает возможность сбора вербальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.
Невербальная часть позволяет получить данные об интуитивной, «ало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке. Методика "СОЧ(И)" относится к группе про-гктивных методик, для которых характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Тест М.Куна и Т. Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности. Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?"). В данном случае методика «20высказываний" в составе "СОЧ(И)" модифицирована в методику "20 определений" применительно к изучению образа инвалида в сознании женщин.
Обработка ответов по методике "20 определений ." проводится методом контент - анализа. В ходе данного анализа выделяются три группы характеристик:
1 Отражающие объективные или субъективные представления об образе инвалида: «К» Объективные (человек, сестра) конвенциональные, общепринятые. Субъективные характеристики (добрый, умный, злой и т.п.)
2.0тражающие разные стороны личности: «Т» телесно - физические (слабый, беспомощный), «Э» Эмоционально - личностные (веселый, грустный), «В» Личностно - волевые (упорный, настойчивый), «И» Интеллектуально - творческой сферы личности (любознательный, внимательный, умный), «С» Особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (жалобщик, друг), «Д» Поведения личности как субъекта деятельности (труженик, лентяй), «П» Поведение личности, (пассивный, независимый).
3. Характеристики, отражающие отношение женщин к инвалидам: Как к объекту воздействия (пациент, сосед, знакомый); Как к субъекту межличностных отношений (собеседник, прохожий, попрошайка). Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г. Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: "это - Я" (или ту, которая первой привлекла внимание).Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:1. "Квадраты" - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны.2. "Прямоугольники" - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.3. "Треугольники" - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их.4. "Зигзаги" - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.5. "Круги" - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.Также при помощи перечисленных фигур можно нарисовать психогеометрические портреты других людей, например инвалидов.В теоретической части были сформулированы понятия сознания и психологического образа, а также рассмотрены особенности восприятия образа инвалида людьми, в том числе женщинами, описаны методики исследований образа. В данной главе необходимо применить приведенные выше методики исследований для определения образа инвалида в сознании женщин и сопоставления официальных данных, оценивающих психологический, социоперцептивный образ инвалида, как негативный, с данными, полученными в ходе исследований. В исследовании принимают участие 12 женщин, при чем шесть из них являются работниками медицинской сферы, другие шесть – представительницы иных профессий и видов деятельности. Для их обозначения принято применение типичных русских фамилий. Средний возраст женщин составляет 37 лет. Наиболее молодой участнице 19 лет, наиболее пожилой – 65 лет. Представлены женщина, ведущие разный образ жизни, представительницы почти всех категорий- студентки, работающие, домохозяйка и пенсионерка. Исследование проводится в специальном помещении. Раздаточный материал представляют тексты с заданиями (приложение 12) и бланки протоколов.
Другие статьи:
Профессиональная мотивация
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвя ...
Эмоции в музыке.
Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойс ...
Виды групповых конфликтов
Любая социальная группа – сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно- ...