Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Основные направления отечественной психологии XIX начала XX века

Страница 1

Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русского мужика. Другие - правящего строя, идеологи которого ратовали за выход из кризиса путем либеральных реформ. Оба направления, сосредоточившись на проблеме человека как особой целостности, где телесное и духовное нераздельны, трактовали эту нераздельность с радикально различных позиций: антропологической и теологической. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. У первой - Николай Чернышевский, у второй - Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания, исходя из противостоявших друг другу способов осмысления природы личности.

К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении - от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К теологическому принципу Соловьева восходит апология нового религиозного сознания, в трудах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и др. И новое учение о поведении и апология "нового религиозного сознания" являлись плодами русской мысли - двух ее мощных течений: естественно - научного и религиозно-философского.

Прежде всего, отметим естественно-научное направление

, мощную линию в психологии дореволюционной России, имеющее давние, идущие от Михаила Васильевича Ломоносова традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого рефлексология

. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в котором осуществлялись комплексные исследования человека. В дальнейшем, традиции комплексного подхода были развиты отечественным психологом Б.Г. Ананьевым. Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

В отечественной науке такой подход связан с именем Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). Он выступил в России (одновременно с Вундтом) с программой построения психологии. В обстановке острых дискуссий, развернувшихся в России по коренным мировоззренческим вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем. Он пишет: " - Моя задача заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (т.е. простой рефлекс) внешнюю деятельность человека…с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчёт в каждом шаге - одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности". Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды по психологии: "Рефлексы головного мозга" (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии; "Элементы мысли" (1878), здесь делается естественно-научная разработка мышления как итог исследования познавательных процессов; статьи 1890-х гг.: "Впечатления и действительность", "Предметная мысль и действительность", "О предметном мышлении с физиологической точки зрения" и др. В "Рефлексах головного мозга" Сеченов поставил задачу "доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни". Решение этой задачи вылилось в рефлекторную теорию психического

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...

Межполушарное взаимодействие.
Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия. На современном этапе изучения работ ...

Самосознание
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности фор ...