Характерно, что в до-научные исторические эпохи проблема сознания
была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранился, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемы сознания у Декарта и Локка в 17-м веке…
1.1. Фундамент современных исследований необычных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур.
Людям этих эпох было присуще так называемое анимистическое видение мира. Что означает этот термин?
Речь идет о таком утерянном современным человеком мироощущении, когда человек и его сознание находятся в полном и гармоническом соответствии с окружающим миром и силами природы. В этом смысле на данной ранней стадии развития человечества еще трудно говорить о со-знании (в современном, новоевропейском значении этого слова). Ведь сам термин «со-знание», как указывают многие исследователи, предполагает наличие некоторой раздвоенности человека, то есть, другими словами, наличие рефлексивной дистанции по отношению к себе самому или к окружающему миру.
Но людям древних эпох такой раскол единого Космоса на объект и научно исследующий его субъект был совершенно чужд. Они обитали в мире, который от начала и до конца был полностью живым, был буквально пронизан одухотворенностью. Такой мир был густо заселен духами, привидениями и божествами, способными вступать в контакт с людьми и неживыми объектами. Духи могли входить в тела людей и животных, принося в них болезни, но они могли приносить с собой также и высшую мудрость. Кроме того, они могли наделять людей необычными психическими силами.
Связующим звеном между миром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции жреца, знахаря, психиатра, учителя и пророка. Как свидетельствоподлинной связи шамана с параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась его способность входить и долгое время пребывать в так называемых измененных состояниях сознания. К последним относятся прежде всего экстаз, транс, а также всякого рода галлюцинаторные видения, слышание голосов и т.д.
Измененные состояния сознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов, галюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настой мухоморов или кактус пейот, содержащий сильный галлюциногенный алкалоид – мескалин), а также долгих, подчас изнуряющих тело и душу ритмических танцев. В процессе погружения в свои трансы и экстазы шаман исследовал те необычные планы сознания, в которых он оказывался, и учился использовать обитавшие на этих планах силы.
При все еще двойственном и осторожном отношении современной науки к парапсихологическим явлениям подобного рода, остается бесспорным тот факт, что пребывая в измененных состояниях сознания шаманы могли безошибочно определять многие заболевания и исцелять их, заглядывать в будущее, видеть предметы на огромных расстояниях, ходить по раскаленным углям, беседовать с духами умерших м т.д.
Интересно также заметить, что сон в доисторические эпохи развития человечества рассматривался как естественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличии от простого человека, шаман, как предполагалось, знал «где здесь что». Шаман исследовал эту область и умел толковать сны.
Характерным примером до-научного опыта освоения сознания может служить яркая иллюстрация из книги современного писателя, лично практикующего техники измененных состояний сознания Карлоса Кастанеды:
«Удивительным было то, как я, успокоив ум,
следовал затем совершенно независимой от
моей воли силе, которая внезапно погружала меня
в чрезвычайно детальные воспоминания какого-то
незначительного события из моей жизни.
…Способность концентрироваться, выработанная
благодаря практике сновидения, позволила мне
проникнуть в свою жизнь так глубоко, что ни-
Другие статьи:
Истерический невроз
Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой ...
Психологические идеи эпохи Просвещения
Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
. Д.Гартли(1705-1757) является основателем ассоциативной психологии
, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до начала XX века. Гартли стремился создать такую теорию, ...
Стадии процесса посредничества
Первый этап — с которого фактически уже начинается или может начаться деятельность посредника — это обращение человека к психологу за помощью в разрешении проблемной или конфликтной ситуации. Именно эта первая встреча во многом определяет ...