Представления о психике в средние века

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Представления о психике в средние века

Страница 1

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Страх
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным дей ...

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер ...

Психологические идеи средневековой Европы
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского(1225-1274), которое б ...