Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.

Психометрия. Основы психометрии заложил голландский физиолог Ф. Дондерс в 60-е гг. 19 века, Он показал различие в скорости сенсомоторных реакции в зависимости от предлагаемого задания. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод изучения внутреннего процесса переработки информации о поступившем воздействии и принятия решения о выборе типа реакции. Другие авторы, работающие в этой области, - В. Вундт, немец Людвиг Ланге и россиянин Николай Ланге.

Психофизика. Физиологи Э. Вебер и Г. Фехнер в середине 19 в. работали над разработкой методов изучения абсолютных и различительных порогов чувствительности, открыли логарифметическую зависимость прироста силы ощущения при увеличении силы физического воздействия. Далее эти исследования были продолжены в лаборатории Вундта Исследования В. Вундта велись по обширной тематике подоги ощущений; время реакции на различные раздражители, в том числе и на речь, эмоции, внимание, восприятие цветовой контраст, периферическое зрение, эффекты послеобразов и ослепления яркими цветами, объемное зрение, оптические иллюзии и т.д. Пытался экспериментами доказать трехкомпонентную теорию эмоций' любая эмоция отличается от всех других по выраженности трех характеристик: удовольствия-неудовольствия, напряжения-расслабления, возбуждения-покоя. Исследования Г. Эббингауза. Немецкий психолог-самоучка во второй половине 19 в вопреки установке Вундта применил метод эксперимента к исследованию памяти и обучаемости. Разработал классические методы изучения памяти и открыл закономерности, вошедшие в золотой фонд общей психологии. Метод заучивания: подсчет количества попыток до полного запечатления; метод сбережения, после полного забывания материала он вновь предлагается испытуемому, второе заучивание занимает меньше времени. Закономерности объем памяти = 7±2; зависимость запечатления от объема материала, зависимость продуктивности от распределения повторений во времени; эффект края. худшее запечатления материала, расположенного в середине текста; кривая забывания - сразу после запечатления забывание идет наиболее быстро, затем процесс потери информации из актуальной памяти замедляется, а потом останавливается; эффект упражнения памяти, влияние осмысленности материала. Исследования Георга Мюллера. Вёл исследования памяти, показывая активный, немеханический характер запечатления информации, влияние психических состояний на результат заучивания; закономерности забывания. Исследования Карла Штрумпфа в области восприятия пространства и психологических аспектов восприятия музыки, сделал попытку свести эмоции к ощущениям. Исследования Освальда Кюльпе (вюрцбургская школа). Вопреки программе Вундта ученые вюрцбургской школы применяли эксперимент в изучении мышления Интроспекцию при проведении эксперимента применяли нетрадиционно от испытуемых собирали отчеты не о переживаемом психическом явлении, а о процессе, приводящем к появлению этого явления. Эксперименты привели к появлению теории «безобразного мышления», опровергающей позицию структурализма о построении всех сложных психических процессов из ощущений и базовых эмоций. Согласно этой теории, мышление такой же первичный процесс, как и ощущения, поскольку не строится из образов. Исследования Эдуарда Титченера, ученика В. Вундта, одного из столпов структурализма, англичанина, работавшего в США. Отличия его похода от подхода Вундта были в акцентах: эксперимент с интроспективным отчетом испытуемых о переживаемом психическом явлении Вундт вёл с большей опорой на объективные количественные показатели, а Титченер - с большей опорой на субъективный интроспективный отчет испытуемых Вундт старался изучать законы соединения элементов в целое, а Титченер - разложение сложного осознанного опыта на составляющие элементы. Для проведения исследований были необходимы подготовленные испытуемые, способные давать отчеты о своих переживаниях в терминах составных ощущений. Вместо ответа: «Вижу книгу», - должен был даваться ответ «Вижу пятно красного цвета в форме трапеции с желтоватой каймой с правого бока». Испытуемыми в таких исследованиях были сами экспериментаторы-структуралисты. Исследования Эдварда Торндайка, предшественника бихевиористов, зоопсихолога, изучавшего научение, открывшего «закон эффекта» (аналог «закона подкрепления» И. П. Павлова).

Другие статьи:

Методы профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее: · организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки; · оптимизация режима работы и отдыха ; · обучения приемам релаксации и саморегуляции ...

«Мобильный» и «ригидный» собеседник
Рассмотрим теперь манеру общения при мобильном и при ригидном характере. Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение от других своих занятий. Он несколько поверхностно, но весьма живо отображает вас, партнера, в своем созна ...

Проблемы при сотрудничестве
Трудности в психотерапевтическом сотрудничестве возникают не только при работе с пациентами с нарушениями личности. «Сопротивление», «неуступчивость», «недостаток согласия» или «негативный перенос» являются понятиями, которыми обычно опис ...