С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а душой. Идет время, европейское общество преобразуется: формируются новые экономические и политические отношения, появляется буржуазия. Бурно развивается машиностроение. Идеи механики проникают и в другие науки. Философы начинают проводить аналогии между телом и технической конструкцией. Именно с этой идеей и было связано открытие французским философом Рене Декартом (XVII в.) рефлекторной природы поведения (термин «рефлекс» вошел в научный обиход позже). Он же ввел понятие сознание вместо понятия «душа»
как понимание человеком происходящих в нем психических процессов.
В философии (как и в других науках) начинает главенствовать принцип детерминизма (вспомним третий корень психологии!), согласно которому научные факты должны строго объясняться в рамках причинно-следственных отношений. Активным приверженцем этого принципа стал Бенедикт Спиноза (XVII в.). Он же проповедовал идею единства мира. Спиноза писал: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза, 1957, с. 407). Психология обогащается идеями и других наук, в частности математики. Это сказалось прежде всего на взглядах известного немецкого ученого Готфрида Лейбница (XVII в.). Он уподобил психику не арифметической сумме отдельных психических явлений, а интегралу, т.е. результату достаточно сложного взаимодействия составляющих. Впервые введя в научный обиход понятие бессознательного, он отмечал сложное переплетение сознательного и бессознательного в деятельности человека
. Лейбниц разграничил также перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память).
Другие статьи:
Представления о психике в эпоху Античности
Периодизация античной философии:
1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.
2) - человека о ...
Структура и содержание образа инвалида
Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[5]
Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).
Структура и содерж ...
Мотивация на лечение от алкоголя
Лечение больных с алкогольной зависимостью представляет собой сложный и многогранный процесс, а получение эффективного результата при оказании медицинской помощи зависит от множества причин.
Среди них важную роль играет мотивация на лече ...