Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества - философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями - установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром и человеком.
Из философских размышлений, сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные) объяснения, открыли желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете – господствовать над природой.
Эпоха античности продолжалась с 6 века до н. э. до 2-3 века н. э., то есть примерно 8 веков. Внутри нее выделяют три периода с характерными признаками каждого из них.
Первый период получил название атомистической материалистической античности, и для него характерны:
·огромный интерес к космосу и создание первых космологических теорий;
·поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них;
·одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.
Второй период получил название гуманистической идеалистической античности, и для него характерны:
·интерес к человеку, его взаимоотношения с миром;
·создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами;
·признание разума как высшей человеческой ценности.
Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:
·создание и переработка религиозной концепции человека;
·существенные изменения в представлениях о человеке;
·формирование ценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые стали приоритетами над интеллектуальными.
Во 2 веке до н. э. после распада Греции политическим и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В 1 веке н. э. христианство признается государственной религией Римской империи, а в 4 веке выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого периода сильно окрашены религиозным, духовным содержанием.
Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концепция эманации души. Плотин - один из крупнейших философов раннего христианства. Религиозные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и человека в нем, называется эманацией души.
Христианская философия Августина Блаженного (354-430 гг). Августин Блаженный - сложная, противоречивая фигура рубежа поздней античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем, что он открыл новую форму философских размышлений - философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание - это вознаграждение веры. Августин признавал ложным античный путь познания через свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что только христианский путь, основанный преимущественно на вере, ведет к истине. С философии Августина начинают перелом и разделение теологической и философской традиций.
Душа - самобытная субстанция - не содержит в себе ничего материального, созданная богом и бессмертна. Она имеет функции мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело препятствует этому познанию, поэтому, подавляя чувственные наслаждения, человек помогает душе совершенствовать свой путь познания. Основу духовной жизни составляет воля, из чего следует, что человеческую сущность определяет не разум, а его деятельное начало - активная воля.
Другие статьи:
Теоретический анализ сущности коллектива как социальной общности
В социальной психологии группа – это существующее в едином пространстве и времени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятельности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения. Сложные социальные организации ...
Характеристика свойств внимания
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчив ...
Деятельностный подход в психокоррекции больных
Рассмотрение психологической структуры шизофрении (позиция патопсихологического синдрома шизофренического дефекта) позволяет обозначить главные принципы коррекции и адаптации больных: недостаточность одних психических компонентов может во ...