· мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животных;
· развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания;
· поражение одних и тех же – зон коры больших полушарий головного мозга имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития.
Сам Л.С. Выготский руководил патопсихологической лабораторией при Московском отделении ВИЭМ на базе клиники имени С.С. Корсакова. Он экспериментально исследовал психологию умственной отсталости, что дало большой материал, имевший огромное значение для построения теории о связи познавательной и мотивационной сфер. Экспериментальные исследования под руководством Л.С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления силами Б.В. Зейгарник и ее сотрудников в патопсихологической лаборатории института психиатрии и МГУ.
Теоретические идеи Л.С. Выготского получили развитие в работах его учеников и сотрудников: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Б.В. Зейгарник.
Б.В. Зейгарник внесла весомый вклад в становление современной патопсихологии, благодаря которому она и выделилась в самостоятельную научную дисциплину.
Что касается судебной патопсихологии, то она еще только начинает обособляться из комплекса психологических наук.
В работах, посвященных комплексному исследованию личности преступника, большой интерес представляет труд Л.И. Айхенвальда «Криминальная психопатология» (Л., 1928 г. – по нем. психологу Е. Бирнбауму).
Он делит криминальную психопатологию на три области:
1. Криминальная психопатология в узком смысле слова. Это область взаимоотношений между психопатологией и преступлением (психопатологические основы, источники, составите элементы преступных явлений).
2. Психопатология кары (выявляет взаимоотношения между психопатологией и наказанием, влияние карательных мер на психику преступников с психическими аномалиями).
3. Судебно-медицинская психопатология (отношения между психопатологией и уголовными нормами).
Большинство попыток изучения криминогенности психической патологии заключалось в поиске непосредственной связи между психопатологическими и преступными явлениями. При этом роль психических расстройств, как правило, значительно преувеличивалась и не проводилось различий между вменяемыми и невменяемыми, совершившими общественно опасные действия.
С особой остротой криминологическая проблема психических болезней (умопомешательства) была поставлена в работах Ч. Ломброзо и его последователей. В первых своих сочинениях Ч. Ломброзо писал, что прирожденный преступник – человек ненормальный, но не сумасшедший. Однако в дальнейшем прирожденного преступника он наделил весьма важной чертой – эпилепсией. По Ч. Ломброзо, прирожденная преступность и нравственное помешательство (отсутствие нравственного чувства, чувства добра и зла, слепота в нравственном отношении) не что иное, как специальные формы проявления эпилепсии.
Ч. Ломброзо разработал первую классификацию преступников:
· прирожденные преступники;
· душевнобольные преступники;
· преступники по страсти;
· случайные преступники.
Он же сконструировал основной для его концепции тип «прирожденного преступника», который отличается от непреступного человека по своим анатомическим и физиологическим признакам, а также патологическими личностными чертами: отсутствием раскаяния, угрызений совести, цинизмом, тщеславием, мстительностью, жестокостью.
Эта концепция имеет ряд существенных недостатков и неоднократно подвергалась критике, во-первых, из-за односторонности и тенденциозности теории, а во-вторых, из-за отсутствия реальных прогностических критериев. Кроме того, Ломброзо интересовала биология, а не социология преступника, и поэтому он не учитывал материальные и социальные факторы.
Другие статьи:
Проведение исследования
Всего объем выборки составил 20 человек: 10 мужчин в возрасте от 23 до 60 лет, 10 женщин в возрасте от 35 до 58 лет. Исследование проводилось на базе Министерства образования и науки Пензенской области, расположенного на ул. Володарского ...
Понятие синдрома эмоционального выгорания.
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных пробле ...
Психологические
компьютерные тесты
Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности психолога, представленная в форме ее «программы» («алгоритма»). При этом сама «программа» выполняется с помощью другого человека. В этом смыс ...