: зависимость психики от телесных воз действий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Томас Гоббс: ассоциация идей
. Другое направление в критике дуализма Декарта связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса
(1588-1679). Он отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации
. Для Гоббса в устройстве человека действовал только один закон механического сцепления психических элементов по смежности.
Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных психических феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии.
До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма
(от лат. "рацио" – разум): источником познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм(от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии.
Джон Локк: два вида опыта
. В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Гоббса Джону Локку(1632-1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Локк доказывал ошибочность положения Декарта о врожденности идей. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Локк выделил два источника сознания: ощущение и рефлексию
. Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме"[6]. Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии
.
Другие статьи:
Появление методов психодиагностики
Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX – начало XX века. В это время весьма активно и не без участия проф ...
Постановка эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов психологов четвертого курса ЕГПУ. Было протестировано тридцать пять девушек в возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет ...
Страх
Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным дей ...