Зарождение психологии как науки

Страница 2

Бэн выдвинул представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации поведения. Так, процесс мышления может рассматриваться как отбор правильной (соответствующей искомой цели) комбинации слов, который производится по тому же принципу, что и отбор нужных движений при обучении плаванию. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма.

Герберт Спенсер: эволюционная психология

. Английский философ и психолог Г.Спенсер(1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции

. Он выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Эти выводы позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований. Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию, психологию поведения, на формирование генетической (детской) психологии.

Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика

. В своей теории немецкий психолог и педагог И.Ф. Гербарт

(1776-1841) исходил из того, что наш внутренний мир относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании является центром, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в ней можно выделить три слоя – апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Гербарт также вводит понятие "апперцептивной массы", содержанием которой является индивидуальный опыт человека.

Гербарт исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт делает вывод, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако, подчеркивал он, есть и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. Эта концепция Гербарта, которую он назвал "теорией статики и динамики представлений",

сыграла большую роль и в теории обучения, и в дальнейшем развитии психологии. Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

. Ч.Дарвин(1809-1882) создал теорию об эволюции живого на Земле, о происхождении видов, их свойств (включая психические) и форм поведения. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. Важное значение имела книга Дарвина "Происхождение человека". Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния, установив сходство между этими движениями человека и высокоорганизованных живых существ – обезьян Основная объяснительная идея Дарвина заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков) – не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как дифференциальная психология

, детская психология

(Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология(см. работу Дарвина "Инстинкт") и др.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к образованию страхов
Коррекция страхов — достаточно традиционная форма работы школьного психолога. Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Именно с поступлением в школу часто связ ...

Особенности шизоидного расстройства личности
Неудивительно, что люди с шизоидным расстройством личности считают себя скорее наблюдателями, чем участниками жизни. Они рассматривают себя как самодостаточных одиночек. Окружающие часто рассматривают их как унылых, неинтересных и лишенны ...

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности
Психические состояния чаще всего проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуя возможности человека с конкретными объект ...