Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии

Психология: Статьи и материалы » История развития психологической науки » Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии

Страница 1

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул – реакция». Выделение поведения в качестве основного предмета изучения в бихевиоризме призвано было преодолеть ограниченность круга изучаемых психологией явлений «внутренними рамками» сознания. Поведение рассматривалось как совокупность реакций на внешние и внутренние стимулы, а развитие человека сводилось к образованию условных реакций. Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На эту противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления - психоанализа - австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Богатая медицинская практика позволила ему сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы. На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» и «Толкование сновидений» он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, 3. Фрейд, тем не менее, склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное – бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и его влияние на человека представлялось в значительной мере негативно окрашенным. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов индивида.

Такая трактовка вызывает оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников 3.Фрейда. Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения 3. Фрейда, объясняющего через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов - в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний - в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии. Реализуя гуманитарную парадигму в психологической науке, ее представители признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческую самореализацию. Одной из основ гуманистической психологии стало философское течение экзистенционализма с его ориентированностью на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Еще одним направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей такой интегральной категории, как предметная деятельность. Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Таким образом, деятельность способна выступить в качестве того объективного фактора, с помощью которого возможно воссоздание «идеального план» человеческого сознания.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Литературный обзор проблемы современных исследований ФС
В нашей работе мы ознакомились с некоторыми современными работами посвящёнными изучению функциональных состояний специалистов разных областей деятельности, а именно: 1. Рассмотрели особенности психологического состояния профессионалов пр ...

Выводы
Изучение теоретического и практического материала по проблемам стресса, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы. Согласно классическому описанию, предложенному Гансом Селье, стресс является самостоятельным фи ...

Активное и пассивное внимание
Активным вниманием называются случаи внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль впечатления зависят от того смысла, который мя сами в него влагаем. Но лучше называть активным вниманием лишь те случаи, в кото ...