Каждый учитель должен осознавать своё призвание - призвание воспитывать детей, передавать им свои знания. Педагог должен знать способности учащегося, уровень его развития, мышления, памяти, воображения. Кроме этого необходимо учитывать учителю состояние здоровья воспитуемого, быть в ведении его возможных проблем, влияющих на неуспехи в учёбе.
Психолог Л.Д. Столяренко в работе «Педагогическая психология» чётко изложила в нескольких фразах смысл рассматриваемой нами подглавы. Он пишет: «Чему бы ни учить, каким способом ни учить, мы прежде всего обращаемся к органам чувств обучаемого, являющиеся его «окнами в мир». В интеллекте нет ничего, чтобы не прошло предварительно через органы чувств. Слушает ли учащийся лекцию, читает или наблюдает за действиями экспериментатора во время лабораторной работы – прежде всего включается в работу его ощущения и восприятия и только затем – запоминание, установление ассоциаций, осмысление, творческая переработка и т.д.»[8].
При изучении рассматриваемой темы, необходимо остановиться на возрастной периодизации школьников для выявления их мотивации.
Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, начиная с 10 до 15 лет ребёнок считается подростком. Л.С. Выготский и его последователь Л.И. Божович выстраивают линию возрастных кризисов. По этой линии видно, что на подрастковый возраст припадает кризис, который Л.И. Божович делит на 2 фазы: первая – с 12 до 14 лет; вторая – с 15 до 17 лет.[9] Ю. Рева отмечает, что в этом возрасте происходит «возрастной прыжок», выражающийся в том, что учащемуся кажется всё ясным и легкодоступным. Резко поднимается уровень требования: вчерашний покладистый ученик начинает выкрикивать, перебивать учителя. Неслучайно, именно в девятых классах ниже всего опускается уровень успеваемости и максимально поднимается уровень столкновений с учителем.[10]
Т.П. Коваль призывает педагогов в 8-9 классах обратить особое внимание на обеспечение постепенной адаптации подростков в новых условиях, т.к. в этот период увеличивается процент самостоятельной работы учащихся. К тому же, у старшеклассников довольно быстро формируются собственные взгляды, убеждения, системы ценностных ориентаций со склонностью анализа фактов и явлений на жизнь и на учёбу к обобщениям и выводам, актуализацией жизненных планов, ориентаций на будущее, профессиональной направленностью, процессом обновления и систематизацией знаний.[11]
Возвращаясь к мотивации, необходимо отметить 4 компонента мотивации, которые выделяет Л.Д. Столяренко:
1. удовольствие от деятельности;
2. значимость для личности непосредственного результата деятельности;
3. мотивирующая сила вознаграждения за деятельность;
4. принуждающее давление на личность.[12]
Л.Д. Столяренко делит мотивы на внешние и внутренние. К внешним психолог относит наказание и награду, угрозу и требование, давление класса, ожидание благ. К внутренним – интерес к самим знаниям, любознательность, потребность к активной и новой информации.
Выявление мотивов каждого учащегося в отдельности очень важна не только для подачи нового материала, но и для контроля над пройденными темами. Основным источником информации учителя об овладении учениками программным материалом являются различные виды проверки знаний, умений
и навыков. Педагог постоянно должен их совершенствовать, т.к. совершенствование их является совершенствованием всей постановки учебного процесса.
Любая форма проверки знаний, если она способна выявить их фактический уровень, дать материал для анализа причин недостатков или условий успехов в подготовке учащихся, выполняет функцию обратной связи, т.к. позволяет руководить процессом знаний, умений и навыков. Педагог должен помнить чётко, что его задача состоит в том, чтобы постоянно улучшать все формы проверки знаний учащихся.
И. Зварич считает, что в условиях современности одним из важнейших способов повышения учебного процесса является создание стимулирующей системы контроля учебной работы учащихся. Педагог выделяет такие виды контроля:
1. предварительный. При проведении этого контроля учителю необходимо ознакомиться с результатами усвоения изученного материала и общим уровнем подготовленности учащихся к принятию следующей информации зависимо от методов проведения контроля. Изучение нового материала требует повторения, определения уровня готовности учащихся к восприятию информации, предусмотренной учебной программой, планом к последующему изучению материала. Предварительная проверка знаний может проводиться в форме письменных контрольных работ, фронтальных опросов перед началом практических работ, устного опроса отдельных учащихся.[13]
Г.С. Суворова обращает внимание на то, что необходимо повысить эффективность устного опроса и улучшить организацию его проведения.[14] При его проведении от учащихся надо требовать знания терминологии, основных дат происходящих событий курса изучаемой истории. Однако, по нашему мнению, главным в проверке знаний остаётся понимание сущности изучаемого материала, умение правильно объяснять происходящие события, смотря на них с объективной точки зрения.
Другие статьи:
Изучение конструктивной и орудийной деятельности обезьян
"Высшие животные в каждой ситуации замечают и отражают лишь те отношения, которые имеют для них жизненный смысл, связанный с удовлетворением той или другой биологической потребности, к другим же отношениям они относятся индифферентно ...
Рекомендации и пути разрешения проблемы сформированности коммуникативных
возможностей у детей с ДЦП
Для того чтобы помочь детям решить проблему общения с окружающими можно использовать образовательные программы. Они построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач.
Мы предлагаем ...
Команды в организации и правила ее формирования
Человеческий капитал является не менее значимым фактором коммерческого успеха, чем основные активы и оборудование и технология. Формирование человеческого капитала - недостающее звено практики корпоративного управления в России, ключевая ...