6. Если ребенок фиксирует внимание на том, например, что малышам понравится игрушка («чтобы малышам понравилось»; «чтобы малыши обрадовались», «дети же маленькие, надо сделать игрушки одинаковыми, а то они будут плакать», «надо сделать, чтобы всем малышам хватило»), то это свидетельствует об учете более широкой ситуации деятельности, ее заданного мотива.
Методика «Вертушки»
Цель: выявление факторов, влияющих на протекание деятельности и их соотношения с общей структурой деятельности. (Приложение 2)
Основными параметрами анализа выполнения реальной деятельности по данной методике являются следующие:
1. Какие компоненты предстоящей деятельности ребенок выбирает до начала ее осуществления, т. е. что из структуры деятельности является для него наиболее предпочитаемым (в идеальном плане представления деятельности).
2. Какие компоненты деятельности на фоне или среди других ее механизмов реально играют во всем процессе ее осуществления регулирующую роль. В сущности, речь идет о реально детерминирующих деятельность компонентах структуры деятельности (и, прежде всего, цель — продукт — объект, операция или действие, и даже «делание») — т. е. сам процесс выполнения действий (либо одного действия).
3. Конкретные механизмы, которые наряду с ведущим компонентом, на фоне его или, вопреки ему, определяют процесс осуществления деятельности.
4. Выполнение заданных требований.
5. Наличие и выполнение своего намерения.
6. Учет «других» (согласно методике — малышей, для которых дети изготовляют вертушки).
7. Особенности рефлексии деятельности в процессе ее осуществления.
8. Особенности осознания деятельности после ее осуществления, что включает ответы на вопросы: а) что больше понравилось делать; б) что любит делать больше всего (т. е. вопрос задается в отрыве от деятельности, но все же после ее осуществления); в) что хотел бы больше всего делать (предлагается выбор согласно структуре и содержанию выполненной дея- тельности).
Сопоставляются эти разные показатели детерминации деятельности, их отношение в процессе ее выполнения и разное отношение реальной деятельности и самосознания (в плане осознания своей деятельности, предпочтений, детерминирующих факторов и т. д. в разных описанных выше условиях: в реальной деятельности, в отрыве от деятельности, до и после ее выполнения, в «зажатой» и конфликтной ситуациях и т. д.).
Данные исследований заносятся в протокол отдельно на каждого ребенка по каждому заданию (Приложение 3).
Другие статьи:
Почему мы спорим
Мужчины и женщины обычно спорят по поводу денег, секса, принятия решений, программы и расписания различных дел, моральных и иных ценностей, воспитания детей и распределения домашних обязанностей. Однако эти споры частенько переходят в оди ...
Познавательная деятельность детей старшего
дошкольного возраста
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственно ...
Звуковые волны.
Звук представляет собой движение молекул воздуха вызываемое колеблющимся физическим телом (например, струной гитары, камертоном или мембраной громкоговорителя). Воздушная среда совершенно необходима для распределения звука в пространстве; ...