Диалогическое общение предполагает двухстороннюю открытость, что в СПС "учащийся - педагог" означает как открытость учащегося новому опыту (иначе - ограничение или невозможность суверенизации), так и открытость педагога, т.к. "системный и смысловой характер сознания" может быть только тогда, когда системный и смысловой характер имеет само жизненное пространство. По мере же появления определенных новых "мерностей" (значений, смыслов, ценностей) в усложняющейся психологической системе, она (система) будет становиться все более и более автономной, независимой, открытой навстречу новым изменениям.
"Учитель отвечает за то, чтобы во взаимодействии с культурой мир ребенка обретал новые мерности, расширялся и упорядочивался. Учитель организует чрезвычайный по своей значимости акт встречи ребенка с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими ребенку, т.е. способными вписаться в ценностно-смысловые координаты его жизненного мира, стать личностно значимыми для него, обрести свое место в нем", что невозможно вне диалога, ведь монологист замкнут в скорлупе лишь своего, "монологически воспринятого и понятого мира".
Итогом процесса суверенизации может выступить способность человека к самоорганизации как открытой психологической системы. Возможность сопровождения взрослыми процесса суверенизации учащегося тесно взаимосвязана со знанием того, что представляет собой ценностное сознание ребенка, его ментальное пространство и в процессе коммуникативного взаимодействия содействовать их развитию.
В соответствии с выше сказанным, нами подчеркивается важность выявления условий суверенизации, становления ценностного сознания, на которые помимо диалогического общения, "открытости" взаимодействующих сторон, влияют другие факторы. Все они имеют одно существенное общее основание: все они являются соответствующими данному человеку на данном этапе его развития, на этапе противоречия между изменяющимся образом мира и сложившимся образом жизни, который более не соответствует человеку. Эти условия делают возможным порождение им своего мира.
Таким образом, педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Другие статьи:
Понятие синдрома эмоционального выгорания.
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных пробле ...
Особенности личности детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков
Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональност ...
Изменение первого порядка: излечение фобии и взмах
Вот один из способов понимания того, в каких ситуациях следует применять эти техники. Простейший случай: вы хотите добиться единственного результата - изменить состояние или реакцию в данной ситуации. Это называется изменением первого пор ...