— трудности сосредоточения, концентрации внимания, замедленность реакций, движений, инертность, утрата спонтанной активности (в том числе и при выполнении повседневных обязанностей).
Патологический циркадный ритм
— колебания настроения а течение дня с максимумом плохого самочувствия ранним утром и некоторым улучшением состояния в послеобеденное время и вечером.
Идеи малоценности, греховности, ущерба
— неотвязные размышления о собственной никчемности, порочности, с негативной переоценкой прошлого, настоящего, перспектив на будущее и представлениями об иллюзорности реально достигнутых успехов, обманчивости высокой репутации, неправедности пройденного жизненного пути, виновности даже в том, что еще не совершено.
Суицидальные мысли
— психологически невыводимое желание умереть с идеями бессмысленности существования, желательности несчастного случая со смертельным исходом или намерение покончить с собой — могут приобретать характер навязчивых представлений или непреодолимого влечения, упорного стремления к самоубийству (суицидомания).
Ипохондрические идеи— доминирующие представления об опасности (обычно сильно преувеличенной) и бесперспективности лечения соматической болезни, о ее неблагоприятном исходе и социальных последствиях; тревожные опасения (вплоть до фобий), не связанные с актуальным соматическим заболеванием либо адресованные мнимой болезни и относящиеся к функционированию внутренних органов и организма в целом.
Признаки негативной аффективности
Болезненное бесчувствие
(anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное чувство утраты эмоций, невозможности воспринимать природу, испытывать любовь, ненависть, сострадание, гнев.
Депрессивная девитализация
— чувство ослабления или исчезновения влечения к жизни, инстинкта самосохранения, соматочувственных влечений (сна, аппетита, либидо).
Апатия— дефицит побуждений с утратой жизненного тонуса, вялостью, безразличием ко всему окружающему.
Ангедония— утрата чувства наслаждения, способности испытывать удовольствие, радоваться, сопровождающаяся сознанием внутренней неудовлетворенности, психического дискомфорта.
От сочетания симптомов зависит синдромальная структура
депрессивных состояний. Она весьма разнообразна и в значительной мере зависит 1) от интенсивности и качества гипотимного аффекта, а также 2) личностных особенностей больного. Сейчас прозвучат еще несколько «классификаций», в которых вы не должны запутаться. То, о чем пойдет речь дальше – это синдромальные классификации.
Они интересны, наглядно описывают проявления заболевания, но, к сожалению, разнородны и в современной науке, стремящейся к унификации, сохраняются в обособленном виде. Между собой психиатры (особенно отечественные) говорят на языке синдромальных особенностей депрессии, а в историю болезни пишут номер по МКБ.
Оригинальную систематику депрессий в предложил K.Leonhard
(1957). Он выделял депрессию бедности участия (близка к анестетическому варианту), депрессию неуверенности (наличие депрессивных идей отношения, иллюзий, галлюцинаций), депрессию само мучения (преобладают бред самоуничижения, самообвинения и другие депрессивные идеи); суетливую депрессию (близка к тревожному варианту) и ипохондрическую депрессию (преобладают ипохондрические переживания, идеи и сенестопатии).
Другие статьи:
Пять основных межличностных стилей решений конфликтов по Томасу-Климену
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество ...
Развитие психологии в России В ХIХ веке
Русская психологическая мысль в ХIХ в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. ХIХ век в России был временем разложения феодальной формации, з ...
Поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью
Дезадаптивное поведение, включаясь в картину нарушения при интеллектуальной недостаточности, вторично обусловливается негативными особенностями аффективной сферы и недостаточностью социальной компетентности умственно отсталых подростков. ...