Исследования отечественной школы

Страница 2

Эта серия экспериментов включала в себя два методических варианта, различавшихся набором изображений и временем экспозиции. Для каждого изображения были вычислены средние пороги опознания здоровыми испытуемыми и больными шизофренией. Здесь и выявились наиболее значимые отличия между группами испытуемых: повышение и понижение порогов коррелировали с характером изображений. Высоковероятные изображения опознавались больными шизофренией труднее, чем это должно быть в норме, а идентификация маловероятных изображений давалась им значительно легче, чем это бывает в норме.

Также был проведен анализ выдвигавшихся испытуемыми гипотез, и было выявлено, что среди предположений, высказываемых больными, уменьшена доля гипотез, которые для здоровых являлись наиболее вероятными. Статистическая структура системы гипотез у здоровых испытуемых существенно определялась опытом восприятия изображений, встречающихся в книгах и журналах.

В то же время, больные шизофренией, участвовавшие в эксперименте, выдвинули существенно больше гипотез (на 30%), чем здоровые испытуемые, однако их смысловые характеристики на 50% соответствовали маловероятному для здоровых содержанию.

Во второй серии экспериментов обычные и необычные изображения предъявлялись испытуемым с помощью тахистоскопа, т.е. ключевым фактором исследования был дефицит времени для опознания. За порог опознания принималось то минимальное время экспозиции, при котором испытуемый правильно определял стимул.

Всего в исследовании использовалось 6 изображений. Обычные – «яблоко», «стул» и «собака», и необычные – «стакан и серп», «ваза с лежащей среди фруктов электрической лампочкой» и «змея на дереве». Необычность трёх последних изображений достигалась за счет непривычного сочетании предметов, и при быстром предъявлении они были трудноотличимы от более вероятных в данных комбинациях предметов: блюдца, груши и сучка соответственно.

Результаты экспериментов показали одинаковое среднее время опознания двух простых изображений («яблоко», «стул») у испытуемых обеих групп. Восприятие сложных изображений было затруднено также у обеих групп, при этом повышалась роль образов-гипотез, предположений об увиденном.

Результаты опознания у больных шизофренией и здоровых различались при определении 4 сложных изображений, одного обычного («собака») и трёх необычных.

Полученные результаты опознания изображений:

Изображения

Группы испытуемых

здоровые

Больные шизофренией

Собака

0,23

0,30

Ваза с фруктами и электрической лампочкой (порог опознания лампочки)

1,55

1,41

Змея на дереве (порог опознания змеи)

1,01

0,51

Как видно из приведённой таблицы, порог опознания обычного изображения у больных шизофренией повышен на 30% (по сравнению с нормой), а пороги трёх необычных – соответственно на 9, 49 и 57%. Таким образом, выявилась корреляция между скоростью опознания и характеристикой объекта опознания (его частотой употребления в прошлом опыте) у больных шизофренией. Если изображение маловероятно по прошлому опыту, то больные шизофренией испытывают меньше затруднений при его опознании, чем здоровые люди; если же изображение обычно, часто встречалось в прошлом опыте, то больным шизофренией сложнее его определить.

«Полученные данные позволяют считать, что процесс зрительного восприятия у больных шизофренией нарушается в связи с изменением процесса актуализации образов-гипотез, привлекаемых на основе прошлого опыта для сличения при опознании»[14]. Отмечаемая в восприятии больных шизофренией «перцептивная точность» может являться следствием нарушения опоры на прошлый перцептивный опыт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса
Социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени). Интересно, что при исс ...

Оценка эффективности коллективного творческого дела
В результате проведенного исследования в выборке детей среднего школьного возраста, учащихся МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 1» села Смоленского Смоленского района Алтайского края и анализа результатов, были получены данные, пред ...

Поведение и психика
В следующем, XVIII в. на свет появляются два учения, надолго предопределившие развитие психологии как науки. Это — эмпиризм и сенсуализм. Первый представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приорит ...