Организационно-методические основы коллективного творческого дела в работе с детьми

Страница 1

Творчество — психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный [9]. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [59].

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству [11].

Существуют четыре стадии процессов творчества [21]: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральным, специфически творческим моментом можно считать озарение — интуитивное схватывание искомого результата.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и прочего — направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая) [30].

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними [57].

В узком смысле, творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники» [9].

В более широком смысле, творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты) [43]. По словам Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [9].

Существует также точка зрения, что творчество — это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи [56]. Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле [55].

Таким образом, в распространенном в психологии смысле, творчество — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты [9].

Коллективное творческое дело - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые [20].

Коллективное творческое дело - форма работы, которая направлена на [47]:

§ Развитие творческих способностей.

§ Развитие интеллектуальных способностей.

§ Реализацию коммуникационных потребностей.

§ Обучение правилам и формам совместной работы.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Методика «Цветовой тест М. Люшера»
Цветовой тест Люшера разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Смысл теста заключаетс ...

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...

Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом ...