Для подтверждения достоверности различий между первичной и вторичной диагностикой изучения уровня самооценки было произведено сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента (Приложение 6.). Анализ результатов показал наличие достоверных различий между выборками при уровне значимости p<0,05.
Следовательно дети из экспериментальной группы «Б» поверили в свои силы, у них повысилось самоуважение. Ситуация в группе стабилизировалась, отношения между детьми улучшились, они стали более инициативными и открытыми.
Низкая самооценка — иногда служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе чувство неполноценности, а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности [34].
Следует отметить, что после проведения эксперимента в экспериментальных группах улучшились взаимоотношения, дети стали более открытыми, дружелюбными дети чувствуют себя комфортно, уверенно, удовлетворены общением, в группах положительный эмоциональный фон.
В группе «А» более стабильная ситуация, чем в группе «Б» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки. Это объясняется тем, что изначально в экспериментальной группе «А» были более благополучные показатели как по социометрическим показателям, так и по уровню самооценки.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков, а, следовательно наша гипотеза подтвердилась.
Самооценка, как составляющая «Я – образа» способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь того или иного человека. Люди с низкой самооценкой склонны к пассивности, внушению и менее популярны. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике, считая её подтверждением своей неполноценности. Они с трудом воспринимают комплименты. Чаще всего низкая самооценка становится причиной постоянного одиночества. Эмоциональная изоляция – тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие [40]. Т.к. лица с низкой самооценкой испытывают социальную неуверенность, они менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих. И поэтому очень важно, чтобы родители могли предвидеть проблемы ребёнка, знали о нормах и правилах воспитания, принимали активное участие в формировании положительного образа Я ребёнка. Ведь то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. И то, чего мы сможем добиться в жизни, можно сказать, напрямую зависит от отношения к себе, от нашей самооценки [4].
Экспериментальной базой для реализации коллективного творческого дела было выбрано МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края». В работе принимали участие дети пятых классов в количестве 40 человек.
Были созданы 2 экспериментальные группы:
§ в качестве экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5-го «А» класса;
§ в качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «Б» класса.
Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик:
1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено;
2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
После проведения первичной диагностики мы выяснили, что по результатам исследования, в группе «Б» более нестабильная ситуация, чем в группе «А» как по уровню благополучия взаимоотношений, так и по уровню самооценки.
Другие статьи:
Индивидуальность и ее проявления
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуаль ...
Комплекс неполноценности как результат пережитого в детстве насилия
Насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) ...
Анализ феноменов коммуникаций в деловых формах общения.
Прежде чем перейти к анализу коммуникативных барьеров и конфликтов в общении, необходимо осветить понятийный аппарат форм делового общения.
Общение
– сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а так ...