Лечение больных с алкогольной зависимостью представляет собой сложный и многогранный процесс, а получение эффективного результата при оказании медицинской помощи зависит от множества причин.
Среди них важную роль играет мотивация на лечение. П. Андерсон (1995), проводя анализ психологического состояния больных с алкогольной зависимостью, обращает внимание на сложную структуру мотивационной сферы личности. Б.С. Братусь (1974) установил, что она искажается в процессе развития патологической зависимости от алкоголя.
По мнению Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского (2004) мотивация к лечению играет центральную роль в решении проблем, связанных с алкогольной зависимостью.
Нами было предпринято исследование структуры и уровня мотивации на лечение женщин, зависимых от алкоголя (ЖЗА).
Теоретической основой для определения уровня мотивации на лечение была "модель изменения поведения по стадиям" J. Prochaska и C.С. DiClemente, а методикой измерения - "Шкала оценки изменений поведения в процессе лечения университета Род-Айленд" (URICA) E. A. McConnaughy, J. O. Prochaska, W. F. Velicer в модификации В.М. Ялтонского.
При подборе методик для исследования структуры мотивации на лечение мы опирались на системную модель процесса мотивации деятельности достижения Т.О. Гордеевой.
В ней описываются основные составляющие мотивационного процесса, регулирующего достижение результата. Они объединены в 4 блока: ценностно-целевой, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Исходя из этой модели, выбраны следующие методики, направленные на изучение структуры мотивации на лечение.
1). "Смысло-жизненные ориентации" Д.А. Леонтьева и субшкала "Цели лечения" шкалы "Самоэффективность воздержания от употребления алкоголя" в адаптации В.М. Ялтонского (ценностно-целевой блок).
2). "Опросник общей самоэффективности" Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В. Ромека, шкала "Самоэффективность воздержания от употребления алкоголя" в адаптации В.М. Ялтонского и шкала "Готовность к изменению поведения и стремления к лечению" W. R. Мiller и J. S. Tonigan в адаптации В.М. Ялтонского (когнитивный блок).
3). "Интегративный тест тревожности" А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана и Б.В. Иовлева (эмоционального блок).
4). "Опросник путей совладания" Р.С. Лазаруса и С. Фолькман в адаптации Т.Л. Крюковой.
Были обследованы 70 женщин в возрасте от 20 до 55 лет (средний возраст - 41,12±4,72 года) со второй (средней) клинической стадией зависимости от алкоголя, псевдозапойная форма, среднепрогредиентное течечение (F41.02 по МКБ-10), проходящие лечение в ГУЗ "НКБ№ 17" ДЗ г. Москвы.
Обследование проводилось на 12-16 сутки лечения после купирования синдрома отмены. Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS for Microsoft Windows, version 15.0.
В результате статистической обработки выборка разделилась на 3 подгруппы (по URICA).
В первую подгруппу вошли 18 ЖСА (25,71%), находящихся на стадии изменения поведения "Предразмышления". В ходе корреляционного анализа с использованием критерия ρ Спирмена (анализ распределений по критерию Z Колмогорова-Смирнова показал их отличность от нормального), были выявлены высокозначимые корреляции (p<0,01) с показателями по методикам на исследование структуры мотивации.
Было выявлено, что в данной подгруппе ЖСА характерны негативные показатели по СЖО, низкая общая самоэффективность и самоэффективность воздержания от употребления алкоголя, высокая ситуативная и личностная тревожность, преобладание неконструктивных стратегий совладания со стрессом.
Во вторую подгруппу вошли 24 ЖСА (34,29%), находящихся на стадии изменения поведения "Размышления".
В этой подгруппе были получены следующие результаты: данным ЖСА характерны умеренно-негативные показатели по СЖО, слабовыраженные общая самоэффективность и самоэффективность воздержания от употребления алкоголя, умеренно-высокая ситуативная и личностная тревожность, преобладание неконструктивных стратегий совладания со стрессом.
В третью подгруппу вошли 28 ЖСА (40,00%), находящихся на стадии изменения поведения "Действия".
В этой подгруппе были получены следующие результаты: данным ЖСА характерны показатели по СЖО в пределах нормативных данных автора, умеренные показатели по общей самоэффективности и самоэффективности воздержания от употребления алкоголя, показатели ситуативной и личностной тревожности в пределах нормативной нормы авторов методики, использование разнообразных стратегий совладания со стрессом.
Значимость различий между подгруппами по критерию U Манна-Уитни не превышала уровень 0,005.
Другие статьи:
Психологические характеристики
ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности младшего школьника, так как в ней появляются основные новообразования возраста, она « .является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.[1]), в ...
Теория личностных конструктов: основные
концепции и принципы
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологическ ...
Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, ин ...