В трудовых коллективах в рамках неофициальной структуры возникают неофициальные нормы поведения, они регулируют характер отношений между членами коллектива, общий стиль работы, способы взаимоотношений работников и их взаимодействия. Например: развитие коллективизма в первичном трудовом коллективе (бригаде, смене, секции, отделе), наличие или отсутствие взаимопомощи в работе, характер сотрудничества и т.п. Как правило, в различных коллективах складываются свои традиции, обычаи: совместное празднование дней рождения, отдельных значительных дат в жизни общества, коллектива, совместный отдых на природе и др.
В официальной структуре трудового коллектива необходимо различать три основных элемента: должностную, профессионально-квалификационную и социально- демографическую.
В структуре межличностных связей первичного трудового коллектива различают следующие элементы:
1) лидерская группа;
2) ядро коллектива (активные работники);
3) пассивные работники;
4) изолированные члены коллектива.
Наряду с официальным руководителем по должности (например, директором, заведующим отделом и т.п.) может существовать и неофициальный руководитель или лидер.
Лидером может быть и официальный руководитель (с этой целью проводятся выборы руководителя). По результатам социологических исследований наличие в одном лице официального руководителя и неофициального лидера повышает производительность труда в коллективе на 20-30%. Основной причиной этого феномена является увеличение силы воздействия руководителя на подчиненных.
В процессе формирования и развития коллектива может быть несколько лидеров (лидер-организатор, лидер-исполнитель, лидер-инициатор и др.).
В работе могут возникнуть и официальные лидеры (лидеры-фракционеры, препятствующие формированию положительных групповых норм поведения, внедрению нововведений и т.п.).
Руководитель должен вовремя обнаружить таких людей и не допустить их влияния на коллектив.
Элементом структуры межличностных отношений в первичном коллективе является ядро коллектива. В него входят кадровые работники, хорошо знающие друг друга, связанные взаимными симпатиями, нередко дружескими отношениями. Как правило, эти активные в работе и общении члены коллектива являются носителями коллективного сознания, групповых норм поведения, традиций коллектива.
Важно отметить, что трудовой коллектив выполняет четыре функции:
1) Целевая – это основная функция, ради чего организован коллектив (производство продукции, обслуживание населения, оказание услуг и т.п.);
2) Интегративная функция – связана с процессом объединения работников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;
3) Функция развития личности – одна из важнейших задач коллектива, она заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей работников (в том числе по обеспечению их самореализации в сфере труда);
4) Воспитательная функция – направлена на создание условий по усвоению каждым работником групповых норм поведения (проявлению инициативы, ответственного отношения к труду, взаимопомощи и др.).
Другие статьи:
Понятие ценностности
Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания св ...
Аспекты адаптации к школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка – новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид д ...
Особенности проявления психических состояний у студентов
Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности ...