Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Психология: Статьи и материалы » Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности » Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте

Страница 3

Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействована». Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь.

В основе исследования Д. И. Фельдштейна (подросткового возраста) лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор, понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе. Д. И. Фельдштейн выделил три уровня процесса развития подростка.

1.«Локально-капризный». Стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение частных задач (локальный). В нем преобладают ситуативно обусловленные эмоции.

2.Причем эмоционально-окрашенное стремление к самостоятельности проявляется по-разному, что отражается в мотивационных структурах. Они стараются получить признание самого факта их взросления, но по-разному; у одних это выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, у других — в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих — участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Возрастающее стремление подростков основывается и на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя они недостаточно осознают их реальную значимость.

3.«Право-значимый». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в общих делах, решениях. У него развивается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но и прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «Я хочу», а на уровне «Я могу» и «Я должен».

4.«Утверждающе-действенный». У 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности проявить себя. Осознается социальная приобщенность к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль, обостряется потребность в самоопределении, самореализации.

Изменение одного из главных показателей психического состояния подростков — потребности в самостоятельности, самоутверждении дает возможность раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Самоутверждение — это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей.

Подростковый возраст — переходный, прежде всего, в анатомофизиологическом смысле.

Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат (половая зрелость) — только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым.

Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и заканчивается половым созреванием. Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, сложный, многоплановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и «гормональная буря» или «эндокринный шторм».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Образ и сознание
Проблема сознания одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных проблем современной науки. Во-первых, эта проблема многогранная, разноаспектная. Ее изучают психиатрия, нейрофизиология, психология, биология, логика, религия, филосо ...

Психологическая обстановка в исламском мире
Итак, пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической мод ...

Проблемы личностной тревожности.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, ...