Социальная жизнь и привычки. Социальная жизнь подростков и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:
- выбор друзей и партнеров;
- как часто подросткам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;
- чем подросток занимается;
- время отхода ко сну;
- с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать
- участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.
Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи.
Ответственность. Наиболее остро родители критикуют подростков, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:
- выполнение хозяйственных работ по дому;
- заработок и расходование денег;
- бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;
- использование семейного автомобиля;
- использование телефона;
- работа вне дома;
- использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.
Школа. Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
- успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);
- школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.
Нередко давление на подростков в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями.
Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возрастают при: инфантильном поведении подростков;
- общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах подростков с братьями и сестрами;
- сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.
Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли подросток на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости.
Нравственные ценности и мораль. Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:
- курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;
- языковые обороты, употребляемые подростком;
- лживость;
- сексуальная жизнь подростка;
-несоблюдение подростком законов, его неумение избегать неприятностей;
- посещение подростком церкви или воскресной школы.
Как видно, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения подростка. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь.
Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст подростка. Начиная с двенадцати лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в шестнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностью подростков, обычно обостряются по мере их взросления.
Другие статьи:
Обсуждение результатов исследования
После этого тестирования получились такие результаты: спокойное состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над всеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) ...
Самооценка личностных качеств у мужчин и женщин
Самооценки личностных качеств. Этот вопрос можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя мужчины и женщины, т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он ...
Основные психологические признаки труда
Выделим основные психологические признаки труда:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мы ...