Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Психология: Статьи и материалы » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Конфликт в молодой семье - его сущность, структура, виды и причины возникновения

Страница 4

Конфликт терминальных ценностей и ориентаций выражается прежде всего в виде несогласия по следующим проблемам: важное и второстепенное в жизни, престижное и не престижное, хорошее и плохое. Разногласия часто проявляются по незначительным поводам - разное отношение к знакомому товарищу, книге, к проведению досуга, отпуска и т.п.

Конфликт инструментальных ценностей проявляется в различиях взглядов на способы и средства достижения жизненных целей (достойные и недостойные, честные и нечестные, порядочные и непорядочные и т.п.). Одобряя стремление партнера к достижению высокого социального статуса в служебной карьере, уровня жизни, супруга, например, не поддерживает применяемые при этом способы (интриги с сослуживцами, ложный карьеризм, обогащение за счет других и т.п.).

3. По глубине, силе, времени существования конфликты бывают:

- сильными и слабыми (незначительными),

- глубинными и поверхностными,

- длительными (затяжными) и быстротечными (кратковременными).

Специалистами в области семейного консультирования замечено, что глубина, значимость, затяжной характер, особая чувствительность и непереносимость конфликта в определенной сфере семейной жизни свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась негармоничной, конфликтной. Конфликты часто носят устойчивый характер там, где считают, что в семейной жизни можно себя не сдерживать: что хочу, то и говорю, как нравится, так и поступаю.

4. В связи с составными элементами конфликта (конфликтной ситуацией и ее образами у участников разногласия), по мнению американского психолога М. Дойча, можно выделить следующие типы семейных конфликтов:

· подлинный конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

· случайный (условный) конфликт - легко может быть разрешен, хотя это и не осознается супругами;

· смещенный конфликт - когда за явными и очевидными разногласиями скрываются другие, истинные мотивы и причины;

· неверно приписанный конфликт - ссоры из-за того, что самим супругом приписано другому супругу (пример: жена ругает мужа за то, что он реализовал ее распоряжение, про которое она успела забыть);

· открытый конфликт – явные действия принимающие форму ссоры, скандала, драки и т.д.;

· латентный (скрытый) конфликт - неосознаваемое по тем или иным причинам противоречие между супругами, которое существует объективно, они не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем влияние открытых;

· ложный конфликт - возникает только из-за ошибок восприятия супругов, без объективных причин.

5. По степени разрешимости конфликты также могут быть:

- легкоразрешимыми;

- трудноразрешимыми.

В первых, причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряженными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

6. По семейно - ролевому основанию конфликты в молодых семьях дифференцируются также на:

- супружеские;

- родственно-родительские;

- семейно-родственные.

Наиболее распространенным супружеским конфликтом, характерным для первого года брачной жизни является рассогласованность партнеров из-за несформированности адекватных структур поведения. Это - отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства, навыков общения, неопытность в сексуальной сфере, неприятные для супруга привычки, неумение распределять внутрисемейные обязанности и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Нормы коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как норм ...

Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную ...

Заключение.
Рассмотрение исследований межполушарной асимметрии показывает, что она проявляется практически у всех животных. Более интересно это выявлено у человека. Исследование показали, что полушария различны не только в морфологическом плане, но и ...