Конфликт и личность.

Страница 1

Среди факторов, разрушающе действующих на общение, вызывающих разного рода конфликты, выделяют индивидуально- психологические особенности личностей.

В интерпретации сути конфликта и конфликтных отношений зарубежная психология акцентирует внимание прежде всего на врожденных или возникающих в онтогенезе, но, как правило, неискоренимых влечений, потребностей и склонностей индивида, сам характер которых, а тем более их блокировка с неизбежностью приводит к конфронтации, выражением которой являются агрессивные тенденции как в сознании отдельно взятого индивида, так и открытые столкновения в межличностных отношениях индивидов или групп людей. Такое в основном, негативное определение сути конфликта противоречит реальной основе (базе) возникновения конфликтов, для которых не обязательно характерны только деструктивные тенденции, но в процессе их разрешения возможны и последствия конструктивного характера. (Е.К. Ховенмей, 1986).

Конфликты обусловленные личностными качествами оппонентов бывают нецеленалравленными, не имеют объекта и представляют собой как бы самоцель для субъекта конфликтного взаимодействия. Именно такие конфликты представляют наибольшую сложность для анализа и конструктивного разрешения. Инициатор такого конфликта - личность, для которой конфликтное взаимодействие является способом разрешения внутреннего противоречия, не осознает этого, а приписывает ответственность за происходящее своему противнику или обстоятельствам.

Особую роль в возникновении и обострении конфликтных состояний, как было отмечено ранее, играет степень адекватности самооценки и уровня притязаний личности. Зависимость от этих показателей характера конфликтов среди младших подростков, стала объектом исследования Е.К. Ховенмей (1986).

Психологическая природа возникновения в подростковом возрасте конфликтных ситуаций реально связана с развитием сознания и самосознания учащихся, что лежит в основе осознания себя как личности и развития адекватной или, напротив, неадекватной самооценки, а также соответствующего уровня притязаний. Потребность в определенном уровне притязаний и удовлетворенность им обеспечивает личности нормальное самочувствие, социальную адаптацию. На этой почве возникают конфликты с окружающими людьми.

По результатам исследования Е.К. Ховенмей были выделены три группы учащихся, характеризующихся специфичностью

конфликтогенных факторов:

группа "А" - подростки с неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязаний, что обычно связано с низким социометрическим статусом, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, отчужденностью, пассивностью, легкой внушаемостью; группа "Б" - учащиеся с неадекватно заниженной самооценкой и уровнем притязании, у них отмечается низкий социометрический статус, экс^апунитивность, склонность к лидерству, эмоциональная импульсивность;

группа "В" - дети с относительно адекватной, но неустойчивой самооценкой и уровнем притязаний, у них средний социометрический статус, интропунитивность, болезненное самолюбие, пассивность.

Для подростков группы "А" характерны конфликты носящие вялый, скрытый характер, они чаще внутренние, переходящие во внешние. Трудно выявляются при подобных конфликтах факторы, спосс их возникновению, плохо осознаются самими учащимися.

Группа "Б". Подростки этой группы проявляют неправильную, острую реакцию на любые требования к ним учителей и сверстников, порождающая агрессивность, драчливость, грубость, чрезмерную возбудимость, вспыльчивость.

Учащиеся входящие в группу "В" способны осознать неправильность поведения, но непосредственные потребности часто выступают ведущими мотивами поведения. Притязания, сложившиеся в одной деятельности, переносятся на другую, хотя успехи могут быть неодинаковыми, что порождает неудовлетворенность, разочарования., конфликты с теми, кто оценивает подростка.

Е.К. Ховенмей отмечает, что выявление групп подростков, их типологизация дают возможность педагогам активно вмешиваться в процесс коррекции самооценки и уровня притязаний, тем самым формировать полноценную гармоничную личность на данном возрастном этапе.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога
Последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исслед ...

Терапия фиксированной роли
Многие из терапевтических методов, описанных Келли, сходны с методами, используемыми другими психотерапевтами, но его подход имеет две особенности: первая - его концепция о том, что должно являться целью психотерапии, и вторая - разработк ...

Парциальные и общие свойства нервной системы
Говоря о свойствах нервной системы, нельзя понимать дело так, что какое-то изучаемое свойство относится ко всей нервной системе как аморфному образованию. Исследователи полагают, что хотя любой функциональной системе мозга (возбудительной ...