Описание метода

Страница 1

Диагностический комплекс в разработке состоит из шести заданий, разделенных на четыре серии, отличающих друг от друга по степени сложности. Первая и вторая серии предполагают комплексную и индивидуальную работу детей; третья и четвертая серии ставит ребенка перед необходимостью выполнения заданий только индивидуально.

Первая серия занятий. Основная цель - выявление у детей умений работать по озвученному образцу как в условиях индивидуального, так и коллективного занятия. Взрослый дает наглядный образец, помогает детям уяснить правила и последовательность этапов деятельности. От ребенка требуется выполнение предложенной программы.

Было разработано два задания, рассчитанных на насыщение деятельности. Одно предполагало закрашивание, другое - срисование геометрических фигур. Задания различались между собой по степени сложности.

Первое задание, "Каменщики", было рассчитано на выполнение одного правила - чередования цвета; взрослый продумывал мотивы, организующие интерес детей к работе - соревнование между детьми (кто лучше выполнит свою работу); мотив достижения (делать работу до конца). Содержание изобразительной деятельности было определено с учетом умения детей штриховать.

Второе задание, "Разноцветные бусы", предполагало выполнение детьми четырех правил (соблюдение формы, цвета, размера, последовательности действий). От них требовалось при соблюдении правил правильное пространственное расположение фигур. Игровые мотивы при этом взрослым не предусматривались. Образец деятельности оставался перед ребенком на протяжении всего занятия, то есть протяжении всего времени работы он мог осуществлять контрольное сравнение.

В протоколе фиксировались: особенности принятия ребенком задания, включения его в работу; особенности отношения к деятельности и результату, ведущие мотивы при этом; степень самостоятельности в процессе работы, последовательность и характер всех действий до конца выполнения задания; качество достигнутых результата, его оценка самим ребенком; количество и характер ошибок; продуктивность деятельности при разных формах организации занятий.

В плане изобразительной деятельности интересовал уровень сформированности таких обязательных для этого возраста умений и навыков, как штриховка и графическая передача основных геометрических форм.

Вторая серия занятий. В этой серии с детьми проводилось два занятия по "глухому" образцу на основе предметного рисования. Отличие этой серии занятий от предыдущей заключается в большей степени самостоятельности ребенка при выполнении занятия и в меньшей доле участия взрослого. Оба задания предъявлялись в виде наглядных образцов, не озвученных взрослым. Правила и последовательность работы ребенок должен определить самостоятельно, "считывая их с образца.

В первом задании, более легкое по содержанию, необходимо было скопировать "робота", правильно передовая геометрическую форму, цвет, размер каждой части, соотношение частей по величине и пространственному расположению.

Во втором задании, "Научи малыша рисовать…", проводят индивидуально, требовалось копирование способа действия. Ребенку необходимо было по аналогии с образом нарисовать план поэтапного изображения зайчика, то есть осуществить перенос способа действия в заданных условиях.

Третья серия заданий. Детям предлагалось задание "Запомни и нарисуй". Занятие проходило индивидуальной форме. Оно направлено на выполнение ребенком вербальной инструкции взрослого на основе представлений и без опоры на образец.

Усложнение деятельности заключается в том, что ребенок должен сам организовать свою деятельность, составить программу предстоящий деятельности и найти способы ее выполнения.

В изобразительной деятельности интересовали возможности ребенка работать на основе представлений, а также степень сформированности умений находить графические способы передачи своих представлений.

Четвертая серия занятий. Основная цель серии - проведение с каждым ребенком одного занятия, но с минимальной долей участия взрослого. Сложность задания состоит в том, что ребенок должен выполнить его по собственному замыслу и на основе сюжетного рисования. Задание ставит ребенка в условия самостоятельного целеполагания и программирования в соответствии с целью предстоящей деятельности, способов ее выполнения и сличения с заданием взрослого.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Внешнее и внутреннее внимание
В зависимости от локализации объекта внимания различают внимание внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Перемещение фокуса внимания во внутриличностный ...

Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая ...

Основные психологические школы
В начале XX кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология – рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психоло ...