Специальная психология содержит знания, которые могут служить методической базой для создания условий оптимальной социально-психологической адаптации, и дальнейшего профессионального самоопределения выпускников специальных образовательных учреждений. Специальная психология как направление психологической науки и практики интенсивно развивается. Она находится на стыке гуманитарных, естественных наук и педагогики. Возрастающий интерес к психологической диагностике среди психологов в последние годы связаны с перестройкой системы образования, вызвавшей к жизни большое количество различных видов учебных заведений. Это требует определенной системы методов изучения личности ребенка, комплексного подхода с целью адекватного раскрытия его возможностей.
Итак, задержка психического развития является синдромом временного отставания развития психики, и выделяют две формы ЗПР (обусловленную психическим и психофизиологическим инфантильности, на ранних этапах жизни ребенка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями).
Исходя из принципа этиологии различают четыре варианта ЗПР (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза). В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм ребенка факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы. Проблема негативности ребенка с ЗПР к овладении учебной деятельностью дошкольного типа, безусловно актуальна.
В работах психологов прослежено в направлении ролевой игры, общения со взрослыми и сверстниками, конструировании, рисования, занятий по математике и других видов деятельности, которые выполняют функции учебных в дошкольном учреждении. В своей контрольной работе мною рассмотрен метод использования продуктивной деятельности - рисование в целях диагностического изучения и коррекционной помощи детям с ЗПР.
Метод состоит из шести заданий, разделенных на четыре на четыре серии, отличающих друг от друга по степени сложности. Уровень сформированности ребенка как субъекта учебной деятельности (общей способности к учению) на момент изучения оценивается индивидуальные и индивидуально-типические варианты развития у детей интегративной способности к учению.
Другие статьи:
Этапы исследования
Таким образом, наше эмпирическое исследование складывалось из четырех этапов.
этап. Анализ научной литературы зарубежных и отечественных авторов.
этап. Построение методической базы исследования. На этом этапе нами проводилась операциона ...
Социальная психиатрия
Социальная психиатрия описывает системы отношения общества к психически больным, реабилитацию и эпидемиологию психических расстройств. Отношение к психическим расстройствам зависит от типа культуры. В архаической культуре аномальное повед ...
Методики изучения темперамента
Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложе ...