Основные характеристики человека в юношеском возрасте

Страница 1

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечнососудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя "Я-концепция", которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания.

В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить.

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».

Самосознание продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Психологическая обстановка в исламском мире
Итак, пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической мод ...

Аналитическая психология. Основные положения
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих идею о зависимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики ...

Характеристика просветительской деятельности глухих во время царствования императора Николая II
К моменту царствования Николая Второго Россия уже располагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, столь необходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование Николая Второго было благоприятным для развития ...