Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов.
I
этап
предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и методов исследования; анализ, обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа (июнь – август 2006г.).
II
этап
– экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 3 курса (сентябрь - октябрь 2006 г.).
III
этап
– экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов 4 курса (сентябрь - октябрь 2007 г.).
IV
этап
– сравнительный анализ исследований ценностных ориентаций (ноябрь-декабрь 2007г.).
На первом этапе исследования применялся метод теоретического анализа литературы, позволивший нам рассмотреть проблему ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 20 человек, студенты факультета Педагогики и психологии педагогического института г. Лесосибирска.
Возраст испытуемых студентов 3 курса, по материалам анкетирования составляет от 19 до 34 лет.
Возраст испытуемых студентов 4 курса от 20 до 35лет.
Соотношение исследуемых студентов составляет 50% женатых (замужем) и 50% не женатых (не замужем);
У 8 из 20 опрошенных есть дети.
Для исследования ценностных ориентаций нами была составлена следующая анкета.
Анкета
1. Возраст
2. Семейное положение
3. Дети
4. Ценности в жизни
(поставьте цифры в порядке значимости для Вас)
а) профессия
б) социальный статус
в) семья
г) самосовершенствование
д) ваш вариант ответа
5. Почему решили поступить в ВУЗ?
а) необходимо получить диплом
б) возможность интеллектуального развития
в) возможность улучшить свое материальное положение
г) получение профессии
д) желание родителей
е) для самоутверждения
ж) ваш вариант ответа
6. Чем обусловлен выбор данной профессии?
7. Как планируете применить полученные знания?
а) буду работать по выбранной профессии
б) не буду работать по данной профессии
в) еще не решил(а)
Далее были использованы следующие методики.
Методика 1. «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Методика 2. Морфологический тест жизненных ценностей
.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина.
Другие статьи:
Функции и свойства
этнических стереотипов
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой ко ...
Принципы взаимодействия психотерапевта и пациента
Пристальное внимание к психотерапевтическим отношениям — важная часть когнитивной психотерапии НРЛ. Нарциссизм определяется отклонениями в том, как эти люди относятся к окружающим и что они думают о себе по сравнению с другими. Когнитивна ...
Причины возникновения конфликтных ситуаций
Анализируя различные конфликтные ситуации, Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк в своей работе[2] суммировали некоторые типичные причины, создающие почву для конфликтов в организациях. Во-первых, это неопределенность технологических связей между ст ...