Сфера увлечений, также сохранила своё место в сфере ценностей для студентов психологического факультета 3 и 4 курса. Но на протяжении года она уменьшилась в общем значении на 2 балла.
Сфера физической активности по-прежнему занимает шестое место, как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса. Но понизилась на 1,5 балла. У испытуемых студентов появилось больше уверенности в себе.
В иерархии жизненных ценностей, как мы и ожидали, многие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных. Духовные потребности занимают в общей шкале 6 место как на 3, так и на 4 курсе.
Для многих студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.
Материальное благосостояние не является для студентов главным. За год оно понизилось на 1,5 балла. Но так и осталось на 8 месте.
Стремление к развитию себя у большинства студентов понижается на 2,2 балла.
Активные социальные контакты напротив поднялись на 4 курсе по сравнению с 3 курсом на 9 место. В общем значении на 4 курсе социальные контакты понизились на один балл.
На 4 курсе значимость сохранения собственной индивидуальности для студентов возросла и переместилась с 12 на 11 место, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. В общем значении прослеживается понижение на 0,6 балла.
Креативность – эта потребность не поменяла своей значимости для испытуемых на протяжении года. В общем значении она опустилась на 1 балл.
На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность у студентов 3 курса и 4 курса уже реализована и объясняется процессом изменения социального статуса, по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью). Поэтому, на наш взгляд, она занимает последнее место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 курса.
Сравнительный анализ полученных результатов позволил нам дать ответ на вопрос, поставленный в начале нашего исследования: каковы особенности ценностных ориентаций студентов педагогического ВУЗа по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина.
Доминирующими в иерархии жизненных ценностей для испытуемых оказались следующие ценности:
ценность «развитие себя» - испытуемые стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях, других характеристиках своей личности. Респонденты стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации, они серьезно относятся к своим обязанностям, компетентны в делах, снисходительны к людям и их недостаткам, требовательны к себе.
Ценность «достижение» - испытуемые стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки.
Другие статьи:
Диагностика предрасположенности менеджеров к
конфликтному поведению
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что т ...
Детская агрессия
В психологии ведутся отчаянные споры по поводу канонической психоаналитической позиции об изначальной, базовой агрессивности человека. Мы здесь не будем сколько-нибудь подробно останавливаться на этом вопросе. Однако отметим, что вряд ли ...
Генезис и характерные черты античной философии
Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества - философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия человека с е ...