К моменту царствования Николая Второго Россия уже располагала несколькими училищами и сурдопедагогическим опытом, столь необходимым для широкомасштабных преобразований в России. Царствование Николая Второго было благоприятным для развития сети начальных училищ для глухонемых. При нем Императрицей Марией Феодоровной было учреждено Попечительство о глухонемых в 1898 году. Первым председателем Попечительства был Иван Карлович Мердер, человек доброй памяти. За время своего существования Попечительство Марии Феодоровны о глухонемых открывало отделения в городах: Александрове ,Екатеринославской губернии, Калуге, Киеве, Одессе, Полтаве, Туле, Тифлисе, Уфе, Харькове, Чернигове, Новочеркасске.
И.К. Мердер первым делом основал Мариинское училище. Не обошлось без помощи благотворителей. Государыня Императрица Мария Федоровна внесла 300 тыс. руб. в качестве неприкосновенного капитала, с тем, чтобы проценты с капитала шли на содержание училища. В каменном здании училища, построенном в Мурзинке, сооружена церковь в честь св. апостола Филиппа.
В тех городах, где имелись отделения Попечительства, создавались школы и училища. Священник Василий Ветухов, настоятель церкви св. Пантелеимона в городе Харькове, в 1896 году по сердечному призыву учредил училище глухонемых.
Мысль о создании училища глухонемых возникла у него в мае 1896 г., в заседании Совета Харьковского благотворительного общества, где обсуждался вопрос о дальнейшей судьбе глухонемого из дома подкидышей. На последующих заседаниях он предложил Совету учредить училище для глухонемых. Совет, обсудив его предложение, предложил ему принять на себя организацию этого дела.
Вскоре возникла необходимость в отдельном помещении для училища. На средства благотворителей отец Василий в 1899 г. выстроил двухэтажное каменное здание. Таким образом, к августу 1900 г. здание было закончено и обставлено самым необходимым.
Харьковское отделение Попечительства возглавил Преосвященный Иннокентий, епископ Нарвский (бывший Сумский), по предложению Попечительства. За время своего существования Харьковское отделение расширило училище в Харькове, открыло ремесленную школу в селе Кочетке и хутор-школу в Клучиновке. Все здания построены на средства благотворителей. Освящение школы в Кочетке совершено 19 мая 1903 года Высокопреосвященным Архиепископом Харьковским и Ахтырским Арсением. По освящении Высокопреосвященный обратился с кратким словом к глухонемым и благословил каждого крестиком, а новоосвященное здание Образом Озерянской Божией Матери, передав на хранение строителю здания священнику Ветухову. Заведовал школой священник села Кочетково о. Евгений Проскурников. В Клучиновке для глухих была построена церковь. Живопись церкви была исполнена самими глухонемыми.
Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, экзарх Грузии, почетный член Тифлисского отделения Попечительства, предоставил в распоряжение Тифлисской школы Попечительства дачу в местечке Марктоби, около монастыря св. Антония, в 25 верстах от Тифлиса. Открытие школы в Тифлисе в присутствии Высокопреосвященного Алексия, экзарха Грузии, губернатора и почетных гостей состоялось 8 октября 1903 года.
22 июля 1903 года Калужский отдел Попечительства праздновал день рождения государыни Императрицы Марии Феодоровны торжественным освящением школы для глухонемых.
В том же 1903 году при содействии А.А.Офросимова открыта школа-приют для глухонемых девочек при женской общине “Всех Скорбящих Радосте” в Медынском уезде. Он в 1909 году открыл отделение калужской школы при ските Преподобного Сергия Радонежского, близ г. Калуги.
Другие статьи:
Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, ...
Личность как триединство
Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Ег ...
Исследование профессиональной мотивации студентов
Цель –
исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа.
Задачи исследования:
Выявить мотивационный комплекс студентов;
Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, ...