Важно также проинформировать родителей о недопустимости преждевременного прекращения психотерапии. При этом в отдельности следует дать следующие указания:
а) Достижение цели психотерапии зависит не только от исчезновения жалоб и симптомов у ребенка. Очень часто они исчезают уже вскоре после начала психотерапии. Родители должны знать, что речь идет о психическом развитии ребенка, а не только о поведении. Поэтому родителей следует предупредить, что уже вскоре могут наступить изменения в поведении ребенка. Однако, это не означает автоматически, что психотерапию следует заканчивать только при смягчении симптоматики. Для благоприятного дальнейшего развития ребенка необходимо запланировать достаточное количество времени, чтобы психотерапевтически закрепить достигнутые результаты. Иначе легко могут произойти рецидивы.
б) В процессе развития ребенка естественно бывают периоды, когда ему не хочется ходить к психотерапевту. Такие состояния нормальны. Психотерапию при этом прекращать не стоит. Наоборот, при встрече с родителями следует обсудить с ними, что делать дальше.
в) Временами, в особенности при хорошем протекании психотерапии, у ребенка может возникать очень сильная зависимость от психотерапевта. Это может быть даже предпосылкой того, что влияние психотерапевта на развитие ребенка усилится. Чтобы предотвратить возможную ревность со стороны родителей, следует их заранее профилактически к этому подготовить, а затем, в ходе последующих консультативных встреч с родителями, постоянно внимательно следить, как они реагируют на происходящее, и поддерживать их.
г) Никогда психотерапия не может заменить внимание со стороны родителей. Однако при наличии психических расстройств в некоторых случаях психотерапия может оказаться обязательной. Оба обстоятельства следует обсудить с родителями уже в начале психотерапии. Во всяком случае, у родителей не должно сложиться впечатление, что психотерапия не так уж важна.
д) В "договоре" между родителями и психотерапевтом следует отметить необходимость продолжения психотерапии во время каникул, а также обсудить это с самим ребенком. Если этого не делать, то, как показывает мой опыт, дети часто считают, что во время каникул им не нужно ходить и к психотерапевту.
К преждевременному прерыванию психотерапии приводит иногда также и нетерпение родителей, которые параллельно с занятиями у данного психотерапевта ищут еще и других специалистов. Поэтому уже в самом начале следует обсудить с родителями, что если у них будут возникать подобные сомнения в психотерапевте или в собственных намерениях, то им нужно просто поговорить об этом с психотерапевтом, потому что втягивание ребенка в конфликт отношений между двумя авторитетами профессионалов может вызвать у него дополнительные проблемы.
И, наконец, ребенок и родители должны уже в самом начале психотерапии знать, что запланированные психотерапевтические занятия предназначены именно для ребенка. Ребенок не может, заранее об этом не договорившись с психотерапевтом, привести на занятие брата, сестру или друзей. Особенно вредно для ребенка, если в запланированное для него время вместо него приходит кто-то из родителей, потому что им вдруг захотелось проконсультироваться. Некоторые матери, которые приводят ребенка к психотерапевту, пытаются в начале занятия еще успеть быстро поговорить с психотерапевтом. При этом они хотят, чтобы ребенок в это время подождал в комнате для ожидания. Это может очень помешать установлению хороших отношений между ребенком и психотерапевтом или вызвать в ребенке неприятные чувства и способствовать желанию прекратить психотерапию.
Другие статьи:
Структура и содержание образа инвалида
Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[5]
Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).
Структура и содерж ...
Подходы к лечению
На основе своей компьютерной модели Колби и его коллеги (Colby et al., 1979) предполагают, чтобы наиболее эффективно было бы использовать вмешательства, которые сфокусированы на: 1) разубеждении клиента в том, что он неадекватен или имеет ...
Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполн ...