Встречи с родителями, сопровождающие проведение психотерапии с ребенком

Психология: Статьи и материалы » Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию » Встречи с родителями, сопровождающие проведение психотерапии с ребенком

Страница 3

В центре внимания психотерапевта в ходе его визита домой к ребенку должен быть контакт с самим ребенком. В большинстве случаев я бы все же посоветовал психотерапевту воздержаться от угощений. Ребенок может это воспринимать так, как если бы психотерапевт пришел главным образом к родителям, которые приготовили для него вкусную еду. Если психотерапевт согласится поесть во время своего посещения семьи ребенка, то велика опасность, что он будет в основном беседовать только с родителями. Психотерапевт может разве что выпить чашку кофе или какой-нибудь безалкогольный напиток. В любом случае это обязательно должен быть такой же напиток, какой мог бы выпить и ребенок. Во время визита психотерапевта домой следует также придерживаться заранее оговоренного лимита времени. Если такой визит продолжается более часа, то возникает опасность недостаточного соблюдения правила психотерапевтической абстиненции по отношению к семье. Многие конфликтные семьи живут изолированно и втайне надеются на возможность личной дружбы с психотерапевтом.

Особое значение во время визита психотерапевта имеет правильное взаимодействие с находящимися в этот момент дома братьями и сестрами ребенка. Очень важно к ним тоже подойти, но не уделять им основное внимание. В этом случае динамика отношений легко может привести к довольно сложному положению. В некоторых случаях, однако, посещение психотерапевтом семьи ребенка может помочь сделать очень важные выводы о домашней ситуации и положительно способствовать переносу у ребенка.

Особые трудности связаны иногда с тем, что в Германии управления по делам молодежи ожидают от воспитательно-консультационных центров проведения психотерапевтической работы с проблематичными в социальном отношении семьями на дому, так как шансов, что они сами пойдут на прием к психотерапевту, очень мало. В результате, эта категория семей получает определенное преимущество, ограничивающее возможности оказания помощи другим клиентам, которые ищут помощи по собственной инициативе. Психотерапия "на дому" безусловно очень важна. Она позволяет не упускать из поля внимания наиболее слабых членов нашего общества. Но тем самым не должна страдать нормальная работа воспитательно-консультационного центра. Для этой очень сложной работы имеет смысл создать специальную психосоциальную службу. Для работы в этой области необходимо специальное профессиональное образование и, как мне кажется, особое социальное отношение и установка специалиста.

8. Беседа с учителями и воспитателями

Беседа с учителем или воспитателем, с психотерапевтической точки зрения, имеет смысл только тогда, когда ребенок будет чувствовать по отношению к психотерапевту большое доверие и только если он будет с этим согласен. Возможно, ребенок и сам захочет, чтобы психотерапевт поговорил с учителем или воспитателем. Конечно же, для этого необходимо также согласие родителей. Важно иметь в виду, что, если беседа с учителем или воспитателем состоится преждевременно, это может очень помешать построению отношений между ребенком и психотерапевтом.

На проведение самой беседы следует предусмотреть достаточно времени. Многие учителя приглашают психотерапевта поговорить во время короткой перемены между уроками, и тогда для беседы остается лишь 5 минут, что, конечно, недостаточно для того, чтобы основательно все обсудить. Во время беседы ничто не должно отвлекать, чтобы учитель мог сосредоточиться на своих наблюдениях и подробно, дифференцированно рассказал об этом психотерапевту. Важно заранее обсудить с родителями, можно ли и в какой форме сообщить учителю некоторые диагностические данные, которыми располагает психотерапевт. В некоторых случаях имеет смысл проводить совместные беседы, в которых принимают участие и учитель, и родители, и психотерапевт.

О чем будет идти разговор, и с какой целью будет проводиться такая беседа, зависит не только от ситуации ребенка и его семьи. Не секрет, что сами учителя по-разному относятся к психотерапии, занимая иногда даже отрицательную позицию. Во время беседы к этому следует относиться особенно внимательно. Очень часто ребенок-пациент становится в классе козлом отпущения, на которого даже учитель переносит свой негативный контрперенос. Об этом тоже стоит особо поговорить с учителем. Особенно много проблем связано с ситуациями, когда из-за ребенка между учителем и родителями возникают конфликты. В таких случаях обычно лучше говорить с учителем не наедине, а стараться, чтобы в беседе приняли участие учитель с родителями вместе. Иначе существует опасность, что высказывания психотерапевта о родителях и учителе будут использованы для взаимных обвинений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Исследовательское поведение и творчество
Е.П. Торранс, автор одних из самых известных и широко используемых батарей тестов творчества (креативности) выдвинул следующее принципиальное положение. Валидный тест креативности невозможен в принципе. Причина этого состоит в противоречи ...

Антисоциальное расстройство личности
Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы: выражение антисоциального поведения может значительно меняться (см. DSM-III-R; АРА, 1987) — от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямого нападения. Представ ...

Мотивация на лечение от алкоголя
Лечение больных с алкогольной зависимостью представляет собой сложный и многогранный процесс, а получение эффективного результата при оказании медицинской помощи зависит от множества причин. Среди них важную роль играет мотивация на лече ...