В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно - или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было [13]. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.
Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений. В связи с чем целью
работы является:
изучение изменения социометрического статуса и самооценки в рамках коллективного творческого дела в группе младших подростков.
Задачи:
1. Исследовать особенности социометрического статуса в группе и самооценки детей среднего школьного возраста
2. Разработать и реализовать коллективное творческое дело, направленное на повышение социометрического статуса в группе и самооценки.
3. Сравнить полученные результаты и сделать выводы об эффективности коллективного творческого дела.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 села Смоленского Смоленского района Алтайского края» в период с ноября 2008 года по апрель 2009 года.
Для реализации целей исследования были выбраны несколько методик:
1. методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено;
2. методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Социометрический эксперимент.
Метод социометрии.Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д.Морено) [50].
Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и так далее [23].
Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; " .готовиться вместе к контрольной работе?" и так далее [1].
Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии - это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами [25].
В работах современных психологов названы следующие сильные критерии [32]:
1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров");
2) перцептивный ("если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?");
3) функциональный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?");
4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом").
В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев [25], реже 2-3 [28].
Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов [50].
Другие статьи:
Сущность и специфика
этнических стереотипов
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем". Подобно тому как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нам ...
Основные понятия, используемые в математической
обработке психологических данных
1) признаки и переменные.
2) шкалы измерения.
3) Статистические гипотезы.
4) Статистические критерии.
1. Признаки и переменные - это измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть время решения задачи, количество допу ...
Отношения между психотерапевтом и пациентом
По крайней мере в начале психотерапии пациент, вероятно, рассматривает психотерапевта как всесильного спасителя, который улучшит его жизнь, поэтому чем более активную роль в лечении нужно исполнять пациенту, тем меньше поддерживается этот ...