Стресс и стрессовые ситуации

Страница 2

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте. По некоторым данным для лиц у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства в детстве были характерны стрессовые ситуации обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство нетерпимость к чужому мнению завышенные притязания авторитарность властность чрезмерные требования к ребенку или напротив обидчивость сниженный фон настроения пессимизм неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение снижающее самооценку ребенка недостаток внимания и понимания агрессивность или отчуждение затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации связанные с отцом. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение "обойденного" ребенка (предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним) и формирование неадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению).[9,с.246].

Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений поскольку они изменяют взаимодействие человека и его окружения предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий а внутреннее состояние организма при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями что связано с рядом обстоятельств. Во-первых диапазон потребностей блокада которых вызывает состояние фрустрации весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности которые не удовлетворяют человека в силу того что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку но осуществляются поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.

Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как "чувство когерентности" повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям "личностная выносливость" понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения] что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Разработка и апробация коррекционной программы по снижению конфликтности в молодой семье
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение семейного конфликта может быть полным и неполным. Разрешение полное происходит при устранении причин, п ...

Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации: - установление контакта с подростком; - запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; - диаг ...

Классификация основных методов психологического исследования
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В это ...